Мирхат и Мирза – братья. Мальчики живут в бедном районе Амеда (Диярбакыра) и вступают в ожесточенные конфликты с охранником, чтобы поплавать в красивом бассейне в закрытом элитном поселке. Охранник живет в том же бедном квартале, где и дети, но он никогда не разрешает братьям пробираться на территорию «высшего класса». Мечты мальчиков разбиваются не только о стены, огораживающие поселок, но и об эту грань, разделяющую людей.
Режиссер Айдын Орак, решивший взглянуть на проблему классовых различий с точки зрения детей, говорит, комментируя свою работу: «Маленький принц из детской книги как-то сказал: «Взрослым всегда нужно все объяснять». На деле, взрослые должны учиться у детей и стараться понимать их».
- В своем фильме «Время нетерпения» вы обращаетесь к проблеме бедности и классовой дискриминации, показывая её глазами детей, живущих в бедном районе Амеда. Они хотят искупаться в закрытом поселке. Как вы считаете, способны ли дети в фильме осознать суть этого разделения?
- Большая часть этой истории для меня автобиографична. Она уходит корнями в мое детство, прошедшее в Нусайбине. Я думаю, что у детей нет классового сознания, потому что они рождаются в бедности, а с высшими классами сталкиваются позже в ходе своей жизни. Но я считаю, что уровень осознания у детей, живущих в курдских городах, другой. Они могут быть более восприимчивыми из-за тяжелых условий жизни, которую им осложняют как экономическая, так и политическая ситуация.
Например, в фильме мальчики постоянно учатся значениям слов от своего отца. В реальной жизни я видел, как дети в курдских городах используют эти слова и выражения. На самом деле, уровень сознательности маленьких героев фильма – то, что я узнал на примере многих детей, живущих в этом регионе. Так, в киноленте есть сцена, где дети спрашивают охранника территории с бассейном: «Вы идеалист или материалист?». Я сталкивался с детьми, которые задавали подобные вопросы в реальной жизни.
- Но они понимают, что существует определенный конфликт...
- Да. Вот почему я хотел обрисовать этот классовый конфликт на примере очень простой просьбы детей, а именно: поплавать в настоящем бассейне. Возможно, они не осознают суть классового конфликта, но они знают, что есть бедные и богатые. При этом, конечно же, они не понимают классовый конфликт так, как видим его мы.
- Так откуда же взялось название фильма?
- Меня часто спрашивают, почему я назвал фильм не «Бассейном». Потому, что бассейн – это всего лишь метафора, символ. На этом примере мы описываем классовый конфликт.
«Нетерпение» – это книга советского писателя Юрия Трифонова. Я сделал такую отсылку, потому что считаю, что для бунта нужно уметь быть нетерпеливым. Дети постепенно становятся одержимыми тем, чтобы поплавать в этом бассейне. Я называю их детьми «времени нетерпения», потому что считаю, что они не должны терпеть с самого начала.
- Истории об инициации, наступлении совершеннолетия – популярная тема в кино. Однако, вы показали на экране время детства, а не отрочества. Мирза и Мирхат все еще дети, которые открывают для себя что-то новое. Вы говорите о влиянии окружающей среды. Насколько важна окружающая среда в подобном процессе открытия и научения?
- Дети или взрослые, живущие в этой области нашей страны, часто слышат слова, которые не всегда на слуху у населения Черноморского региона Турции: права человека, демократия и т.д. Они слышат всё это в повседневных разговорах, программах по телевизору и в обыденной жизни. Потому, что курдские города политизированы. Здесь уже много лет существует вооруженный конфликт. Естественно, эта обстановка формирует сознание как взрослых, так и детей.
Конечно, на процесс обучения детей в фильме влияют их отец и учитель-идеалист. Но только у одного из братьев-близнецов есть желание учиться. У другого – совершенно иной мир. Я думаю, что факторы окружающей среды оказывают серьезное влияние на новое поколение. Например, в фильме показан ещё один конфликт, не связанный с бедностью. Курдский вопрос не затрагивается в нём напрямую, но я даю краткий взгляд на эту проблему. Действие происходит в Диярбакыре, дети видят бронированные полицейские автомобили, когда гуляют по городу – это неизбежно, они не могли не столкнуться с этим.
- В вашем фильме директор школы постоянно говорит: «Здесь другие условия» или «Давайте споем песни, которые знают все», когда дети поют на курдском во время уроков, не занятых учебой. Он подразумевает национальный гимн Турции?
- Да, именно так. В нашей начальной и средней школе больше половины уроков проходили впустую, и директор или учитель всегда говорили о чем-то отвлеченном, чтобы заполнить учебное время. Такова система образования в нашем регионе. Пускай на курдском свободно говорят в общественной жизни, но образование на родном языке по-прежнему остается табу. Нам не говорят прямо, что это запрещено, как это сделал директор школы в фильме; курдский язык попросту игнорируется.
- Дети пишут везде: «Почему богатые плавают в настоящих бассейнах, а мы – купаемся в пластиковых?» В фильме это постоянно обсуждают на уроках математики. Так какая же задача имеет более простое решение?
- Математическую решить легче. Я думаю, эта проблема – не то, с чем можно легко разобраться в реальной жизни. Классовые различия существуют уже тысячу лет, и это характерно не только для Турции или Диярбакыра, но и для всего мира. Мне кажется, всё это будет продолжаться еще тысячу лет...
Я думаю, что мы, взрослые, можем поучиться у детей, жизнь которых начинается без деления на классы. В их мире нет границ, их отношение к миру тоже безгранично. Маленький принц из книги сказал: «Взрослым всегда нужно все объяснять». На деле, взрослые должны учиться некоторым вещам у детей и стараться понимать их. Приходя в этот мир, дети не знают границ, они ещё не видели классовых конфликтов. Это взрослые проводят границы и строят стены. Я снял этот фильм в надежде научиться у детей...