Далиль Мирсаз: Абдулла Оджалан ниспроверг все навязанное

По словам художника Далиля Мирсаза, лидер курдского народа Абдулла Оджалан проанализировал и отбросил навязанное, «указав на общую жизнь, настаивая на культуре, самобытности и собственном языке для каждого народа».

Художник Далиль Мирсаз отметил, что лидер курдского народа поощрял занятие различными видами искусств, осознавая, что Курдистан переживает не только географическую, но и культурную раздробленность, и что он объединил богатство языка и культуры с национальной интеграцией и чувством ответственности за свою идентичность.

Далиль Мирсаз, которого лидер курдского народа Абдулла Оджалан самолично обучал культурной деятельности, дал интервью журналистам нашего новостного агентства. По словам Мирсаза, Абдулла Оджалан начал свою борьбу за свободу культуры, он рассматривал жизнь как культуру и  его целью было создание прочной жизни и общества. Мирсаз сказал: «Он начал создание прочной культуры с создания прочных личностей. Таким образом, он заложил основу для социальной культуры. Фундамент первой группы проходит через культурное строительство. Он заложил культурный базис, основанный на обществе и свободе человека».

ОБЪЕДИНЕНИЕ РАЗНЫХ КУЛЬТУР

Мурсаз напомнил, что он ориентируется не только на курдскую культуру, но имеет свой стиль, основанный на культурных различиях: «Он, подобно букету роз, содержит различные цвета. Он не ограничивается первой группой. Эту культурная пестрота наблюдается с прибытием нашего лидера в Сирию. К шагам в области культуры относится и художественная деятельность. В архивах хранятся очень старые картины. Его приезд в Ливан знаменует начало его культурной и творческой деятельности. Конечно, культура и искусство, интегрирующие и объединяющие с палестинским народом, раскрывают колоритность народов».

ОБУЧАВШИЕСЯ У НЕГО ОТПРАВЛЯЛИСЬ В ЕВРОПУ

Мирсаз отметил, что Абдулла Оджалан отправлял в Европу группы, которые он обучал, для возрождения курдской культуры, и продолжил следующим образом: «Понимая, что культура народа была узурпирована, Лидер возвращался к истории через культуру и искусство. По сути, его главной целью была борьба народа, который был перемещен и изгнан со своих земель, за то, чтобы не отдаляться от своего языка и традиций. Курдский народ не только сохранил свою культуру, но и дополнил ее, увеличил, расширил и создал много нового. Поэтому размышления о Курдистане также поражают. Особенно определяющими были размышления о Рожаве. Культурно-художественная деятельность созданной в Европе организации «Кома берхведан» нашла отклик в Рожаве. Абдулла Оджалан внимательно следил за ними и одобрял произведения, отражающие культуру, историю и борьбу общества. Это был стиль нашего Лидера. Например, он не одобрил к публикации первую кассету, подготовленную «Кома берхведан». Кассета была подготовлена для товарища Эгида. Поскольку он заявил, что товарищ Эгид не может объяснить свою жизнь, культуру, в которой он вырос, и его борьбу. Поэтому кассета была переработана и опубликована вновь. Лента нашла отклик в Курдистане, но в Рожаве она имела другой эффект. Начались первые шаги возвращения к себе. Культура исследования получила широкое распространение».

ГЕГЕМОНИЯ БААС ЗАВЕРШАЛАСЬ

Мурсаз напомнил, что культурные группы были созданы в каждом городе и даже селе Рожавы: «Кома Ботан» в Кобане, «Кома Сархвабун», «Агири» и «Амед» в Алеппо, «Кома Ангизак» в Африне, «Кома Джуди», «Толхильдан» и «Рапарин» в районе Джизре. «Конечно, это были известные группы, и команды, связанные с ними, были организованы в каждом городе и селе. Главной целью было возрождение культуры. Может быть, и была пропаганда, но сама пропаганда была посвящена культуре курдского народа. Цель заключалась в том, чтобы люди осознали свою сущность, осознали культуру сопротивления, благодаря которой реальность разрозненного и разобщенного народа дошла до наших дней. Например, объектами подобного рода работы стали свадьбы, которые оказались далеки от жизни, сущности и культуры курдского народа. Стиль нашего Лидера был своевременным и уместным вмешательством. Революция посылала на свадьбы группы деятелей культуры и искусства. Эти коллективы пели песни сопротивления, демонстрировали народный фольклор, служили народу, ведя его к созданию коллективной жизни. Фактически через эти коллективы курдская культура была донесена до народа. Подобные мероприятия, свадьбы и праздники формировали общество в соответствии с образом жизни, позицией и стилем культурных групп. Они были искрами конца эпохи режима Баас».

ОДЖАЛАН ОСОЗНАВАЛ КУЛЬТУРНУЮ ФРАГМЕНТАЦИЮ

Мурсаз отметил, что Абдулла Оджалан не ограничивался Рожавой, он распространил свою культурную деятельность на Дамаск, укрепил ливанское поле деятельности, открылся Бакуру и вмешался в Башур. Мурсаз сказал: «Он отправил группу из 20 человек в Башурский Курдистан. Курдский народ стал отдаляться и отчуждаться друг от друга, и главной целью этой группы было обеспечить культурное слияние. Он хотел объяснить, что культура народа Рожавы – это курдская культура, и культура народа Башура – это тоже курдская культура. В этом контексте он с помощью практических работ заставил людей осознать, насколько они раздроблены и отчуждены друг от друга в гегемонистской системе. Оджалан осознавал, что разделение Курдистана на четыре части – это не только географическая фрагментация. Он знал, что культура и идентичность курдского народа раздроблены. Он хотел, чтобы курды осознали, что их земля и существование – это не просто география; он хотел, чтобы они осознали богатство своего языка и культурное разнообразие. Он устранял отчуждение людей от своего народа, пробуждал чувство национальной идентичности. Также в 1993 году в Башур переехала группа из Месопотамского культурного центра в Бакуре, состоящая примерно из 35 человек. Это способствовало культурной интеграции народа Курдистана. Культура стала основой для возрождения истории».

ГАРМОНИЧНАЯ ЖИЗНЬ БЕЗ ГЕНОЦИДА

Подчеркнув, что Абдулла Оджалан стремится к тому, чтобы каждый народ мог жить со своим языком, культурой, самобытностью, Мирсаз сказал: «Как в период естественного общества народы жили вместе и вели гармоничную жизнь, не воюя друг с другом, без резни и геноцида, так и курдский Лидер хотел создать такую культурную среду».

НОВАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА

Мурсаз отметил, что, повысив уровень информированности людей, которых правительство натравливало друг на друга, Абдулла Оджалан показал, что братство народов возможно благодаря проекту демократической нации, и добавил следующее: «Оджалан также показал, что общество, живущее в условиях патриархальной системы, не может развиваться в культурном, социальном и экономическом измерениях. Он взял на себя функцию проникновения в глубины истории, оценки и воссоздания существующего. Он анализировал и ниспровергал то, что было навязано. Лидер Апо в своих работах делал оценки не только для курдского народа, но для всех народов мира и создавал новую модель. Настаивая на культуре, самобытности и языке каждого народа, он указывал на общую жизнь».