«Гнев против режима»: Иран
Мейтхам Але Махди работал в компании National Steel Group в 2018 году, когда экономика Ирана рухнула.
Мейтхам Але Махди работал в компании National Steel Group в 2018 году, когда экономика Ирана рухнула.
Мейтхам Але Махди работал в компании National Steel Group в 2018 году, когда экономика Ирана рухнула. Зарплата не выплачивалась месяцами, жизнь стала невыносимой и Махди сделал то, что делали многие иранцы на протяжении 45 лет авторитарного правления: он вышел на улицы. Протесты распространились по всей стране и переросли в организованное забастовочное движение. Жажда перемен в Иране снова стала неутолимой.
Затем начались репрессии. Махди арестовали, допросили и заставили признаться в том, что он был сепаратистом, возглавлявшим беспорядки. Ему приказали сказать рабочим, чтобы они прекратили бастовать. Но когда он вернулся к протестам, страх, который он испытал в комнате для допросов, испарился. Махди улыбается, вспоминая свою речь, которую он произнес в тот день: «Вместе мы можем противостоять этим силам. Мы как капли дождя, но вместе мы превращаемся в море». После того как он произнес эти слова, он больше никогда не возвращался домой. Находясь в изгнании, он рассматривает фотографии своих детей, которым было семь и девять лет, когда он бежал из Ирана пять лет назад. «Есть ли на свете страдания сильнее этих?» - спрашивает он.
«Мы как капли дождя» - так называется первый эпизод фильма „Гнев против режима“: Иран» - необычного, неторопливого и страшного двухсерийного документального фильма, рассказывающего об отдельных людях, стоящих за массовыми антиправительственными протестами в стране. Он начинается с выборов 2009 года, когда Махмуд Ахмадинежад был переизбран президентом (на фильсифицированных режимом выборах - прим) и, по словам бывшего журналиста BBC Persian Раны Рахимпур, «надежда, которая присутствовала у многих иранцев, была убита», и заканчивается Кровавым ноябрем 2019 года, самым жестоким разгоном сил безопасности в истории Исламской Республики Иран. «Это была резня, - говорит активист и бывший политзаключенный Аднан Хасанпур, - возврата к ноябрю 2019 года уже не будет».
Второй фильм, посвященный женщинам, возглавившим в 2022 году восстание «Женщина, жизнь, свобода» против обязательного для режима закона о хиджабах, называется «Хорошие девочки». Документальные фильмы, снятые режиссером Джеймсом Ньютоном, сделаны просто и жестко: очевидцы дают показания на фоне персидского ковра, висящего на стене, и кадров с протестов. Оба фильма открываются заявлением о том, что все, кто принимал в них участие, живут в самоизгнании из Ирана, а завершаются заявлением о том, что BBC обратилась к правительству Ирана с вопросами, но оно не ответило на них.
Возможно, мы следили за душераздирающими иранскими циклами «Смерть и протесты, смерть и протесты», как описывает их Рахимпур, но в этих фильмах мы видим вблизи жизни, разрушенные режимом. Мерседех Шахинкар, молодая женщина, которой представитель сил безопасности выстрелил в лицо, когда она сидела на автобусной остановке, говорит об этом так: «Мы отдали свои глаза за свободу».
В начале фильмов интервьюируемым раздаются фотографии. В фильме «Мы как капли дождя» на ней изображен верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. «Причина всех наших бед», - отвечает один из участников. В «Хороших девочках» на фотографии изображена женщина, идущая по улице в Иране без хиджаба. Интервьюер спрашивает: «Что вы видите?». Молодая женщина Зейнаб Сахафи отвечает: «Девушку, у которой ветер в волосах. Бойся, Исламская республика». Она улыбается.