Фронт женской борьбы в Рожаве ширится
После создания Союза «Стар» 15 января 2005 года деятельность женской организации вышла на региональный уровень. Участие в этой работе смогли принять не только курдянки, но и женщины всех прочих национальностей.
После создания Союза «Стар» 15 января 2005 года деятельность женской организации вышла на региональный уровень. Участие в этой работе смогли принять не только курдянки, но и женщины всех прочих национальностей.
Приняв парадигму эмансипации женщин, предложенную курдским национальным лидером Абдуллой Оджаланом, и взяв пример с движения, борющегося за свободу женщин в Рожаве, жительницы региона решили создать свою собственную, уникальную организацию. Матери, политики и активистки начали обсуждать структуру, название и форму будущей организации. Приготовления завершились 15 января 2005 года, и борьба женщин Рожавы продолжилась под эгидой Союза «Стар».
Пресс-секретарь Конгресса «Стар» Ремзие Мухаммед, принимавшая участие в создании Союза «Стар», представительница отдела внешних связей Генеральной Ассамблеи ПДС (Партии «Демократический союз») Арифе Бакир, сопредседательница Ассоциации интеллигенции кантона Кобани Фелек Юсуф и Шаха Халил, пресс-секретарь отделения Конгресса в кантоне Камышло, рассказали ANF об истории движения и работе женских организаций.
Группа революционерок и матерей
Ремзие Мухаммед, принимавшая участие в создании Союза «Стар», рассказала о зарождении организации: «Союз «Стар» был основан 15 января 2005 года группой революционерок и матерей. Женщины, которые вели борьбу в Рожаве, были главной опорой организации. С помощью структур нашей организации, которую мы создали тайно, мы смогли заложить прочный фундамент для Рожавы и будущего женской революции. Базу нашей организации дала освободительная борьба женщин Курдистана. Те, кто сражались в горах, стали для нас примером».
До Союза «Стар» у нас уже были предшественницы
Уроженка Африна Арифе Бекир – одна из тех, кто внесли вклад в создание Союза «Стар». Представительница ПДС в области международных связей отметила, что женщины начали свою деятельность в Африне ещё в 1980-х годах. Она вспоминает: «Это были очень трудные, но хорошие времена. Мы работали с любовью в сердцах и большим энтузиазмом. Мы спрашивали о том, что такое курдский вопрос, кто мы, откуда мы, почему нас угнетают. Мы работали сообща с жителями Африна. Первые ростки женской организации существовали еще до появления Союза «Стар». Мы совершенствовались, получали новые знания и строили организационные структуры, пользуясь опытом женщин-первопроходцев. Мы продолжали работать во имя свободы и независимого Курдистана со всей решимостью».
Значимость Африна
Бекир продолжала: «Африн известен как город, поддерживающий женщин, и наша деятельность имела огромное влияние. Осознав, что женщины недостаточно хорошо организованы, был выдвинут ряд инициатив. Мы постоянно задавались вопросом, почему мужчины активны во всех областях, а женщины – нет. Мы говорили, что между мужчинами и женщинами должно быть равенство, и добивались реализации своих прав».
Женщины не остановились перед угрозой преследований
«До создания Союза «Стар» мы уже занимались активистской деятельностью. Наша работа заключалась в организации общества и женщин. Мы делали это подпольно. В прошлом для женщины считалось позорным работать на виду у людей и посещать чужие семьи. Считалось неприличным даже выходить на улицу и работать на всеобщем обозрении. Нас подавляли рамки традиционных семей, ограничивало общество и угнетало государство. Тем не менее, мы вышли на улицы, чтобы начать работу. В 2008 году я была арестована, меня отправили в тюрьму. В заключении мы терпели преследования и пытки. Однако, мы не изменили своего решения и продолжали борьбу за свободу. Мы не отказались от этого стремления. Мы начали небольшим коллективом, и поначалу этой работой занимались только курдские женщины. С годами к нам присоединились арабские и сирийские женщины», – рассказала собеседница.
Женские организации подарили надежду и просвещение
Фелек Юсуф, участвовавшая в создании отделения женской организации в районе Кобани, рассказывает о своем участии в борьбе так: «Выйдя замуж в 1993 году, я познакомилась с борьбой женщин. Я узнала себя и поняла, как живут женщины в обществе, благодаря нашей организации. Единство принесло нам надежду и озарение. Женщины вели здесь борьбу еще до основания Союза «Стар». Однако, из-за давления режима Баас эта деятельность была достаточно разрозненной. Мы занимались низовым активизмом – посещали дома, беседовали с людьми, решали семейные проблемы. Мы постоянно общались с женщинами. Мы получали знания втайне и сталкивались с множеством препятствий. Препоны для нашей организационной деятельности создавали и государственные репрессии, и трайбализм».
Женщины вышли за рамки старых традиций и государственных структур
Юсуф продолжала: «Мы работали повсюду, но эта деятельность осуществлялась тайно. Так, в Айн-Иссе курдские семьи всегда были на виду, поскольку большинство населения составляли арабы. Поэтому они собирались тайно. Что отличало Кобани от других регионов? На территории этого кантона в работе участвовали только мы, курдянки. Активистки поддерживали и прикрывали друг друга, но о тех, кто работал в других районах, нередко узнавали власти, и в их дома приходили сотрудники правоохранительных органов. Подобный активизм мог вести к тюремному заключению, но в Кобани тюремное заключение для женщин считалось непристойным в рамках давних обычаев и традиций. Власти понимали это, поэтому преследования женщин не доходили до крайностей. Однако, осознав, что активистки ведут эффективную работу, государство усилило давление. Совершенствуя свою организацию, женщины смогли выйти за рамки ограничивающих нас племенных традиций».
Мы благодарны освободительному движению
Шаха Халил из Камышло – одна из ветеранов движения, которые ведут борьбу с 1986-1987 годов. Халил рассказывает: «Мы опираемся на стратегию борьбы против патриархального менталитета, который подавлял нас на протяжении веков. Из-за этого менталитета мы были лишены всех наших прав. Мы все еще боремся против этого положения дел. Сегодня мы можем действовать благодаря освободительному движению и философии Абдуллы Оджалана. Женщины начали искать свое истинное «я», принялись делать попытки узнать собственную суть после того, как Оджалан поддержал борьбу за наши права. Самый важный вклад в дело эмансипации в северо-восточной Сирии внесли бойцы освободительного движения. В 1980-е, 1990-е годы и позже женщины-бойцы действовали по всей Сирии. Это была первая для курдянок попытка самоорганизации, которая привела нас к работе во всех областях. Это был очень трудный процесс. Общество жило в оковах традиционного менталитета, и это тяжкое наследие было как следствием угнетения со стороны режима Баас, так и продуктом традиций патриархального прошлого. Но время перемен пришло, и женщины были вовлечены в политическую и военную деятельность. Курдские бойцы подарили нам надежду и дали хороший пример, и к женскому движению присоединилось еще больше активисток, чтобы расширить фронт борьбы за свободу и общее будущее.
Работа идет за пределами курдских регионов
Если до Союза «Стар» наша деятельность осуществлялась в основном в курдских регионах, то организация смогла заняться более широкой работой, охватив все страты общества, дотягиваясь до прочих регионов. Деятельность Союза распространилась на всю Рожаву и Сирию. Поначалу нас было очень мало. Работа велась по всему региону Джазиры при помощи таких матерей, как Эсма, товарищ Ремзие, мать Хогир и товарищ Ханифе. Когда возникала необходимость, мы активно работали в комитетах экономики, юстиции и обороны. Мы делали всю работу сообща, поддерживая друг друга. Мы навещали семьи и принимали участие в разрешении проблемных ситуаций. Давление режима Баас также усиливалось. Мать Эсма, мать Хогир и многие другие активистки побывали в тюрьмах. Это было нелегкое время. И государственные силы, и старые обычаи нашего общества бросали нам вызов. Тем не менее, мы упорно продолжали борьбу. Благодаря этой настойчивости мы вышли на уровень, на котором мы можем бороться сегодня».