Турция

Эрдоган демонстрирует открытость к переговорам с курдами на фоне напряженности в регионе

Однако, курдские лидеры подчеркивают, что любой диалог, исключающий заключенного курского лидера Оджалана и не затрагивающий политические права курдов, не приведет к решению давних проблем.

Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что его правительство открыто к решению конфликта с курдами ненасильственными методами. Отвечая на вопросы о вероятности нового процесса мирного урегулирования, он сказал: «Мы всегда готовы решать вопросы без террора». Однако, несмотря на то, что высказывания президента согласуются с необходимостью диалога, остаются вопросы о том, отражает ли его заявленная позиция некий реальный сдвиг, или же это вызвано политическим давлением и тревожными событиями в регионе.

Выступая перед журналистами по возвращении из Албании и Сербии, Эрдоган заявил, что расширение демократического пространства и поиск ненасильственных решений – важные методы в подходе его правительства. Он высоко оценил недавнее рукопожатие лидера Партии националистического движения (ПНД) Девлета Бахчели с сопредседателем прокурдской Партии народного равенства и демократии (ПНРД) Тунджером Бакырханом – это событие имело место во время открытия парламента 1 октября, – назвав его важным шагом на пути к диалогу. «Мы всегда поддерживали действия, которые укрепляют демократию», – заявил Эрдоган, отметив, что насилие никогда не было решением проблемы.

Несмотря на все эти громкие заявления, многие наблюдатели сохраняют осторожность. Курдские лидеры, в том числе политики от ПНРД, уже давно утверждают, что для достижения подлинного прогресса в поиске мира требуется нечто большее, чем символические жесты. Они напоминают об изоляции Абдуллы Оджалана, находящегося в турецкой тюрьме курдского политика и народного лидера, как о ключевом барьере на пути к миру, подчеркивая, что любой диалог, исключающий его фигуру и не затрагивающий политические права курдов, не поможет решить проблему. «Решение курдского вопроса – не та задача, которую можно разрешить риторикой», – заявил представитель ПНРД, призвав положить конец изоляции Оджалана, чтобы он мог участвовать в мирных дискуссиях.

Последние высказывания Эрдогана прозвучали в период обострения в регионе, особенно в Сирии и Ираке, и эти конфликты ещё больше осложнили ситуацию с внутренней безопасностью в Турции. Сам Эрдоган признал, что эти региональные события влияют на подход его правительства, подчеркнув, как важен внутренний мир на фоне внешних угроз. «Обеспечение мира и стабильности в границах нашей страны имеет решающее значение, поскольку регион сталкивается с постоянными беспорядками», – отметил президент, связавший курдский конфликт с более широкими проблемами национальной безопасности.

Критики сомневаются, что Эрдоган делает упор на диалог от чистого сердца, и видят в этом шаге политические мотивы. Некоторые аналитики предполагают, что турецкий президент, возможно, стремится заручиться поддержкой курдов, чтобы уравновесить чрезмерные требования своих националистических союзников. Его призыв к принятию новой инклюзивной конституции также согласуется с попытками обратиться к различным слоям турецкого общества, позиционируя себя как лидера, приверженного и демократическим реформам, и национальному единству.