Турция может столкнуться с реальными санкциями США

В то время как законодатели в Вашингтоне обсуждают импичмент президента Дональда Трампа, официальные лица в Анкаре взвешивают, как последний законопроект об обороне США повлияет на Турцию.

В ходе голосования N 86-8 Сенат принял закон о национальной обороне (о военных расходах США) на сумму 738 миллиардов долларов (NDAA). После того как во вторник было проведено голосование, сенаторы отправили принятый ими документ президенту, который выразил поддержку законопроекту и, как ожидается, подпишет его, превратив в закон.

В то время как судьбу Трампа еще предстоит определить, политологи говорят, что NDAA сигнализирует о двухпартийной поддержке Конгрессом санкций в отношении Анкары с признаками того, что Капитолийский холм изменит курс в отношении наказания Турции за покупку российских систем противоракетной обороны C-400.

«Принимая план обороны, американские законодатели демонстрируют силу антитурецких настроений в Конгрессе США», – сказал «Аль-Монитору» Озгур Унлухисарчикли, директор немецкого Фонда Маршалла в Анкаре. – Я думаю, что через несколько недель Турция столкнется с реальными санкциями».

Меры, указанные в NDAA, блокируют поставку истребителей F-35 в Турцию, создавая основу для хранения и, возможно, перепрофилирования этих военных самолетов для использования в ВВС США. Данный шаг является ответом на покупку Анкарой российских ракетных систем С-400 в начале этого года. Эти ракетные комплексы используют радиолокационные системы, представляющие, как утверждают американские официальные лица, угрозу безопасности для истребителя F-35 – самолета следующего поколения, принятого на вооружение НАТО.

В заявлении, опубликованном во вторник, министерство иностранных дел Турции отметило, что NDAA «демонстрирует, что Конгресс продолжает неуважительно относиться к суверенным решениям Турции и сохранять иррациональное враждебное отношение, несправедливо блокируя участие Турции в программе F-35, несмотря на то, что она выполнила все свои обязательства в рамках данной программы».

В воскресенье президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пригрозил закрыть две военные базы, используемые американскими войсками, – Инджирлик и Куреджик, если Турция будет подвергнута американским санкциям. Турецкая лира снизилась по отношению к доллару США до самого слабого уровня за последние два месяца на фоне продолжающейся напряженности в отношениях между двумя странами.

Законодательство, блокирующее передачу F-35 Турции, было включено в NDAA частично из-за отказа Трампа ввести санкции, изложенные в законе «О противодействии противникам Америки через санкции (CAATSA)», как того требует законодательство США. Об этом заявил Аарон Штайн, директор ближневосточной программы Института исследований внешней политики. (CAATSA обязывает президента США вводить санкции против любых государств, осуществляющих закупки оружия у России. – Прим. ред.).

Бездействие Трампа в отношении покупки Турцией С-400, которое приписывается хорошим личным отношениям между двумя лидерами, также привело к тому, что законодатели в Вашингтоне внесли различные законопроекты о санкциях в отношении Турции. 11 декабря комитет Сената США принял отдельный законопроект о санкциях против Турции. Этот законопроект был поддержан сенатором-республиканцем Джимом Ришем и сенатором-демократом Бобом Менендесом и в настоящее время ожидает голосования в Сенате.

«Среди руководства предпринимаются тихие усилия, чтобы навязать Трампу исполнение CAATSA и ввести санкции против Турции, – сказал Штейн «Аль-Монитору». -–Тогда такие вещи, как законопроект Риша-Менендесауйдут. Люди хотят, чтобы Трамп наложил CAATSA на Турцию, потому что этот законопроект менее суров, чем Риш-Менедес. Но Трамп не применяет CAATSA».

Законопроект Риша-Менендеса, официально известный как закон «О содействии американской национальной безопасности и предотвращении возрождения ИГИЛ» (организация запрещена в РФ), также призывает к введению санкций CAATSA, но в течение 30-дневного периода после его принятия. Он добавляет такие меры, как частичное эмбарго на поставки оружия в Турцию, санкции в отношении высокопоставленных должностных лиц Анкары и обязательную отчетность о личном капитале Эрдогана и его семьи.

Хотя NDAA заявляет, что санкции CAATSA должны быть введены в отношении Турции, никаких временных рамок там нет. Тем не менее этот законопроект об обороне подтверждает исключение Турции из программы F-35, что может иметь последствия. Об этом рассказал Синан Ульген, председатель стамбульского Центра экономических и внешнеполитических исследований.

«Это вновь разожжет дебаты в Турции по поиску альтернативы F-35, – добавил Ульген в интервью Аль-Монитору. – Особенно в сочетании с дополнительными санкциями, которые сейчас исходят от Конгресса, и CAATSA это будет еще больше давить на турецкие власти, чтобы официально договориться о покупке Су-35 у России, что само по себе может привести к еще одной волне санкций США против Турции».

В последние месяцы официальные лица Анкары предположили, что они могут закупить российские истребители Су-35 для модернизации устаревшего парка боевых самолетов, используемых в настоящее время турецкими ВВС.

Кроме того, NDAA включает законодательство об отмене десятилетнего эмбарго США на поставки оружия в Республику Кипр. Хотя Министерство иностранных дел Турции заявило, что этот шаг может создать опасную эскалацию на разделенном острове, аналитики отмечает, что это было символическое подтверждение поддержки Соединенными Штатами республики Кипр, которая вместе с Грецией, Израилем и Египтом разрабатывает морские запасы газа в Восточном Средиземноморье. (Турция пытается помешать разработкам газа в регионе, считая их незаконными и угрожая участникам газового консорциума. – Прим. ред.).

Штайн сказал, что некоторые официальные лица могут приписывать снятие эмбарго на поставки оружия Кипру как негативную реакцию США на продолжение несанкционированной деятельности Турции по бурению газа в Восточном Средиземноморье, но на самом деле многое из того, что «завернуто в кипрские одежды», связано с Россией: «Это признание того, что Кипр находится под российским влиянием, и США начинают игру, чтобы попытаться ликвидировать это влияние через совместные учения и расходы на оборону».

Турецкие СМИ наряду с министерством иностранных дел также сочли положение NDAA о введении санкций в отношении газопровода Северный поток 2, связывающего рынки России и ЕС, потенциальным прецедентом для будущих санкций в отношении Турции, которая готовится открыть в январе вместе с Россией газопровод «Турецкий поток». На момент сообщения не было никаких доказательств того, что «Турецкий поток» будет подвергнут штрафам через NDAA.

«Закон не ясен, – сказал Унлухисарчикли относительно мер по трубопроводу. – Турция может привести веский аргумент, что у нее нет других вариантов приобретения газа».

Трамп, как ожидается, подпишет NDAA в ближайшие дни, в то время как законопроект Риша-Менендеса вряд ли получит одобрение Сената до ухода в отпуск (по словам Штайна). В то же время официальные лица Анкары заявили, что продолжат разрабатывать планы по активации приобретенных недавно российских систем С-400, несмотря на надвигающуюся угрозу санкций.

«Каждый сигнал, который мы получаем из Анкары, указывает на то, что Турция намерена ввести в действие С-400», – сказал Ульген «Аль-Монитору».