Сможет ли Трамп защитить Турцию от Конгресса
Турецко-американские отношения скорее всего останутся напряженными и в 2020 году, поскольку Трамп будет занят своим переизбранием и у него будет меньше времени на Турцию.
Турецко-американские отношения скорее всего останутся напряженными и в 2020 году, поскольку Трамп будет занят своим переизбранием и у него будет меньше времени на Турцию.
В Турции внимательно наблюдают за процессом импичмента президента Дональда Трампа и обсуждают вопрос о том, как импичмент повлияет на напряженные американо-турецкие отношения.
Озабоченность заключается в том, что способность Трампа защитить Турцию от все более враждебного Конгресса будет уменьшена в результате процесса импичмента. Многие опасаются, что импичмент негативно скажется на экономических интересах и интересах безопасности Турции.
Основные проблемы, которые стояли перед американо-турецкими отношениями в последние месяцы, по-прежнему остаются неразрешимыми, в том числе покупка Анкарой системы ПВО российского производства С-400 и ее желание покупать больше.
Наступление Турции на северо-востоке Сирии против поддерживаемых США курдских Отрядов народной самообороны (ОНС), является еще одной проблемой, омрачающей отношения между странами.
Анкара заявляет, что отказ США продать ей передовые системы ПВО вынудил ее обратиться к России. Она также рассматривает ОНС как террористическую организацию и не может понять, почему союзник поддерживает эту курдскую группу.
Вашингтон в свою очередь заявляет, что покупка С-400 не соответствует обязательствам Анкары как союзника и члена НАТО, поскольку эти системы представляют угрозу для военных активов США и НАТО, в первую очередь для передовых истребителей F-35 Lockheed Martin.
Вашингтон продолжает поддерживать ОНС в Сирии в качестве ключевого союзника против Исламского государства (ИГИЛ) и не заявляет, что он откажется от своей поддержки.
Напротив, гнев, вызванный зеленым светом Трампа президенту Реджепу Тайипу Эрдогану в октябре, когда Трамп позволил вторжение турецкой армии в северо-восточную Сирию, увеличил поддержку ОНС со стороны Конгресса США.
В то же время Трамп одобрил отказ от передачи Турции истребителей F-35 (хотя Анкара является партнером в этой программе) из-за ее покупки С-400.
Это стало официальной политикой в начале недели – после того, как Сенат принял двухпартийный закон о тратах на нужды национальной обороны, закон, который Трамп должен подписать без промедления.
Закон не только запрещает передачу F-35 в Турцию, но и призывает администрацию ввести санкции против Анкары в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций» за покупку российской системы С-400.
Трамп до сих пор сопротивлялся этим призывам. Он даже выразил сочувствие позиции Анкары по С-400, обвинив администрацию Обамы в отказе продавать Турции ракеты Patriot.
Закон «О национальной обороне» предусматривает отмену эмбарго на поставки оружия администрации греческого Кипра (у этого государства в настоящее время обострился конфликт с Турцией из-за разработок газовых месторождений в Восточном Средиземноморье. – Прим. ред.). Он также призывает принять меры против газопровода «Турецкий поток», идущего из России в Турцию.
В заявлении, опубликованном после принятия законопроекта об обороне, министерство иностранных дел Турции подчеркнуло то, что оно назвало враждебностью Конгресса по отношению к Турции. «Этот законопроект демонстрирует, что Конгресс продолжает проявлять неуважение к суверенным решениям Турции», – говорится в сообщении министерства.
– Мы еще раз напоминаем, что язык угроз и санкций никогда не сможет убедить Турцию отказаться от решительных шагов по обеспечению своей национальной безопасности. Никто не должен сомневаться, что против этих инициатив, направленных против Турции, будут приняты необходимые меры».
Негативные настроения в отношении Турции в Конгрессе также проявились в связи с недавним принятием Палатой представителей и Сенатом резолюций о Геноциде армян. В обеих не обязывающих резолюциях говорится, что турки-османы совершили геноцид, убив армян во время Первой мировой войны. Турция отвергает это обвинение.
Турецкие аналитики отмечают, что с республиканским большинством в Сенате Трамп вряд ли будет отстранен от должности, но они добавляют, что это не обязательно будет работать в пользу Турции.
Синан Ульген, председатель Стамбульского независимого Центра экономических и внешнеполитических исследований (EDAM) и приглашенный ученый в Carnegie Europe в Брюсселе, считает, что импичмент сделает Трампа более обязанным республиканцам в Сенате.
«Трампу будет все труднее игнорировать требования сенатской группы, которая настаивает на введении санкций в отношении Турции», – сказал Ульген в комментарии изданию Cumhuriyet.
Бурханеттин Дюран, возглавляющий финансируемый правительством аналитический центр SETA в Анкаре, говорит о мрачных перспективах турецко-американских связей.
«Отношения Турции и Вашингтона все больше определяются вмешательством Сената во внешнюю политику Трампа. Поскольку некоторые ранее протурецкие группы Конгресса перешли на другую сторону, двухпартийная антитурецкая атмосфера сложилась как среди республиканцев, так и среди демократов», – сказал Дюран официальному турецкому агентству Anadolu.
«Подобно автомобилю, мчащемуся вниз по склону, потому что его тормоза отказали, мы быстро движемся к катастрофе, которая повредит двусторонним связям», – добавил он.
Используя свою стратегическую ценность для Соединенных Штатов, Турция могла десятилетиями при поддержке Белого дома, Пентагона, Госдепартамента и дружественных республиканцев – членов Конгресса – отражать атаки тех сил в Конгрессе, которые требовали принятия резолюции о Геноциде армян и других антитурецких мер. Очевидно, что это уже не так.
Анкара также опиралась в прошлом на влиятельные еврейские группы в США, такие как «Бнай Брит», чтобы помочь убить подобные резолюции. Но язвительные выпады Эрдогана против Израиля и его непоколебимая поддержка ХАМАС лишили Турцию и этой поддержки.
Анкаре сегодня остается только искать поддержки у Белого дома благодаря особым отношениям, которые Эрдоган выстроил с Трампом. Нынешние события свидетельствуют о том, что эта поддержка также становится все более слабой.
В совместно написанной статье отставные турецкие послы Али Туйган и Юсуф Булук подчеркнули, сколь рискованно полагаться исключительно на поддержку Трампа. «Оставляя американо-турецкие отношения только в руках г-на Трампа, игнорируя другие центры власти, исключая турецкое министерство иностранных дел из процесса политики и принятия решений и игнорируя его профессиональные и институциональные советы, мы только завели ситуацию в тупик, туда, где мы сейчас и находимся», – пишут Туйган и Булук.
Несмотря на давление со стороны Вашингтона, Анкара отказывается идти на компромисс по вопросам, которые вызвали напряженность между двумя странами, и вместо этого угрожает принять ответные меры.
В декабре в телевизионном интервью Эрдоган предупредил, что Турция может закрыть стратегическую авиабазу Инджирлик на юге Турции, которую США используют на протяжении десятилетий и где, как сообщается, хранится тактическое ядерное оружие.
Эрдоган также пригрозил закрыть передовую радарную базу в Куреджике, на востоке Турции, которая официально является базой НАТО.
Министр обороны США Марк Эспер заявил, что будет добиваться разъяснений от своего турецкого коллеги Хулуси Акара по поводу высказываний Эрдогана.
Политолог Мурат Еткин напомнил, как Вашингтон продемонстрировал свою способность нанести ущерб экономике Турции в 2018 году, когда Трамп объявил санкции против Анкары за отказ освободить американского пастора Эндрю Брансона., заключенного в тюрьму за предполагаемую террористическую деятельность.
В январе 2019 года Трамп также угрожал через Twitter «опустошить экономику Турции», если турецкая армия нападет на курдов в Сирии.
Оба события направили турецкую лиру в нисходящую спираль по отношению к доллару.
Многие указывают на эту угрозу как на показатель того, насколько рискованно Анкаре полагаться исключительно на Трампа в своих отношениях с Вашингтоном.
«Из-за ущерба, нанесенным Трампом в 2018 году экономике Турции, все еще свежа в умах мысль о санкциях против финансовой системы Турции, и это беспокойство стало причиной бессонных ночей финансистов и чиновников в Стамбуле, экономическом центре страны, и в Анкаре, политическом центре страны», – написал Еткин в своем личном блоге.
Угроза Эрдогана изгнать СШАс баз Инджирлик и Куреджик возымела немедленный эффект, еще больше ослабив турецкую лиру по отношению к доллару после периода относительной стабильности.
По словам одного из западных дипломатов, выступивших перед «Аль-Монитором» на условиях анонимности, Вашингтон будет держаться до конца, чтобы сохранить свое военное присутствие в Турции. «Тем не менее американские политики не наивны и обязаны иметь планы на случай непредвиденных обстоятельств, если Анкара действительно реализует свои угрозы в отношении базы Инджирлик», сказал дипломат.
Он указал на то, что Вашингтон расширяет свои военные объекты в Катаре и пытается увеличить свое присутствие в таких странах, как Румыния, Болгария и Греция.
"Закрытие базы в Куреджик настроит НАТО против Турции, потому что это база НАТО. Сомнительно, что Анкара позволит довести дело до этого”, – сказал дипломат.
Как ни посмотри на происходящее, турецко-американские отношения будут оставаться напряженными в 2020 году, когда Трамп будет занят своим переизбранием и у него будет меньше времени для Турции.