Почему общенациональные протесты в Иране вспыхнут снова

Каждое десятилетие в стране происходили крупные общенациональные протесты. Но это - не единственная особенность Ирана: каждая из протестных волн более радикальна, чем предыдущая.

Иранский режим всегда имел врагов в обществе в силу своей теократической природы. В результате в течение 1980-х годов, известных как темная эпоха с точки зрения жестокого, вопиющего подавления инакомыслия, по меньшей мере 30 000 политических противников клерикального режима были казнены в тюрьмах по всему Ирану.

Режим никогда не объявлял число казненных политических заключенных.

Студенческие протесты 1999-го

Одиннадцать лет спустя, в 1999 году, восстание студентов Тегеранского университета было жестоко подавлено силами безопасности. Четыре студента были убиты, сотни получили ранения. В результате этих инцидентов более 70 студентов исчезли. Местонахождение и состояние пяти студентов, названных организацией «Хьюман Райтс Уотч», которые, как считается, были задержаны иранскими властями, остаются неизвестными.

Протесты из-за фальсификации выборов 2009 года

Десять лет спустя, в 2009 году, в Иране вспыхнули крупные общенациональные протесты против фальсификаций на выборах, но они быстро обернулись выступлением против режима в целом с лозунгами против «диктатора» и Али Хаменеи – Верховного лидера режима. Протестующие вступили в столкновения с силами безопасности и подожгли полицейские машины и ряд баз Басидж (иранское ополчение, атаковавшее протестующих). Согласно сообщениям, около 70 протестующих были расстреляны на улицах или убиты пытками в тюрьме. Поступали также многочисленные сообщения об изнасилованиях и сексуальных надругательствах как над мужчинами, так и над женщинами в тюрьмах.

Общенациональные протесты 2018 года

Следующий крупный общенациональный протест вспыхнул в 2018 году против высоких цен. На этот раз «угнетенные», которых режим считает своей базой, вышли на улицы более чем в 140 городах и выступили против коррумпированной политики режима и разграбления национального богатства Ирана. (Имеется в виду протест беднейшей части населения Ирана. Кроме того, эти протесты сопровождались забастовками, в ходе которых на некоторых предприятиях Ирана были сформированы забастовочные комитеты – советы. - Прим. ред.).

Именно во время этих протестов студенты Тегеранского университета сигнализировали, что иранцы больше не верят в то, что режим может быть реформирован, и скандировали: «Реформисты, консерваторы, игра окончена».

Иранское государственное телевидение сообщило, что протестующие атаковали полицейские участки, военнослужащих и другие объекты, а также начали поджоги.

Демонстранты также скандировали «Смерть диктатору!», «Смерть Хаменеи!» и «Хаменеи, позор вам, прекратите свое правление».

По меньшей мере 58 протестующих были убиты на улицах силами безопасности, а 13 – в тюрьме.

Беспрецедентные протесты 2019 года

Теперь, примерно год спустя, общенациональные протесты начались снова. Многие считают, что они на самом деле являются продолжением протестов 2018 года, поскольку были начаты беднейшими иранцами.

Все, что касается ноябрьских общенациональных протестов Ирана, которые распространились на 189 городов, является беспрецедентным. От десятков учреждений безопасности и сотен офисов банков, сожженных протестующими всего за пять дней, до жестокой реакции режима. Более 1000 безоружных демонстрантов, многие из которых были случайными прохожими, включая по меньшей мере 19 детей, были застрелены на улицах. По меньшей мере 4000 человек были ранены, а 12 000 задержаны, причем некоторые из них получили ранения. Имеются также сообщения о росте числа случаев смерти под пытками в тюрьмах.

2 декабря генеральный прокурор Ирана Монтазери заявил, что «к счастью, люди, живущие за пределами Ирана, не имеют доступа к информации и количеству убитых и арестованных в ходе общенациональных протестов».

Еще одним беспрецедентным фактором во время ноябрьских общенациональных протестов было недельное отключение интернета, введенное режимом, чтобы скрыть масштабы жестокого подавления и предотвратить организацию протестующих через приложения для обмена сообщениями.

22 ноября высокопоставленный священнослужитель и старший член Ассамблеи экспертов поблагодарил режим за закрытие интернета.

«Одной из похвальных тактик в этом инциденте было закрытие интернета и иностранных сетей», – сказал Ахмад Хатами, призвав государство укрепить местные мессенджеры.

Он также призвал усилить интернет-цензуру: «Если мы собираемся вновь открыть иностранные сети, они не должны быть полностью открыты, потому что они учат людей крамоле и преступности».

Что ждет Иран в будущем

В то время как режим занят празднованием своей победы и хвастается тем, что он не был свергнут во время протестов, иранцы вымещают свой гнев в ходе небольших протестов и на социальных медиа-платформах.

7 декабря, в Национальный день студента Ирана, студенты более чем 10 университетов по всей стране собрались, чтобы осудить жестокость режима, призывая к сопротивлению и единству.

Они поклялись продолжать протестовать против режима и скандировали: «Мой брат-мученик, я продолжу твой путь».

Twitter, Instagram и другие социальные медиа-платформы наводнены гневными сообщениями и высказываниями против режима. Некоторые иранцы говорят, что в следующий раз они возьмутся за оружие.

Вопреки тому, что думают диктаторы, убийство противников не является долгосрочной стратегией предотвращения неминуемого падения. На самом деле все наоборот. Убив более тысячи человек за несколько дней, они фактически радикализировали общество. Иранские миллениалы не были свидетелями резни политических заключенных в 1988 году, но они стали свидетелями резни безоружных протестующих в 2019-м., и они будут мстить.

Хотя неясно, когда именно случится следующий раунд общенациональных протестов в Иране, совершенно ясно, что Иран – это пороховая бочка, готовая взорваться. И на этот раз взрыв снесет режим.