Политический кризис в Израиле продолжается

У Ганца имеется серьезный политический узел, который нужно распутать, иначе его шансы окажутся такими же ничтожными, как у Нетаньяху, если не хуже.

Через нескольких минут после того, как премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху уведомил президента Реувена Ривлина о том, что он не может сформировать правительство, у «сине-белых» (главная оппозиционная партия, центристы) начался праздник. «Пришло время «сине-белых», – написал лидер партии Бенни Ганц в Твиттере.

Но их торжество кажется преждевременным. То, что Нетаньяху проиграл, еще не означает, что Ганц победил. Это правда, что Нетаньяху дважды не удалось сформировать правительство в этом году, но и шансы Ганца на успех невелики. У него есть серьезный политический узел, который ему нужно распутать, и его шансы получить власть кажутся сегодня такими же призрачными, как у Нетаньяху, если не хуже.

Сообщение «сине-белых», отправленное после того, как Нетаньяху признал поражение, состояло в том, что Ганц будет работать над формированием либерального правительства национального единства, о чем его партия говорила в течение нескольких месяцев. Но ни один из вызовов не исчез.

Во-первых, Нетаньяху все еще является лидером «Ликуда» и все еще может быть обвинен в преступлениях (в коррупции) в следующем месяце, и «сине-белые» не хотят сидеть с ним в этой ситуации в одном правительстве.

Кроме того, религиозные и правые партии крепко держатся за свой 55-местный Блок в парламенте под руководством Нетаньяху. Лидер Объединенения за Тору (ультраортодоксы, сторонники религиозного государства. – Прим.) Яаков Лицман написал президенту Ривлину, что он по-прежнему поддерживает Нетаньяху на посту премьер-министра. Даже самое слабое звено в блоке придерживается того же плана: лидер крайне-правых (ультранационалисты, сторонники аннексии арабских территорий Палестины. – Прим.) Айелет Шакед написал в Твиттере во вторник, что она готова встретиться с Ганцем, но скажет ему, что он зря тратит свое время, потому что ее партия не будет вести переговоры независимо от правого Блока.

У Ганца нет никаких новых творческих решений ни для одного из этих вопросов. Как сообщалось ранее, он готов проявить некоторую гибкость в отношении «плана Ривлина». Данный проект позволил бы Нетаньяху сначала стать премьером, а затем взять длительный перерыв на время борьбы с обвинениями в коррупции, в то время как Ганц занял бы его место в качестве премьер-министра. Но не все в четырехстороннем руководстве «сине-белых» одобряют это (в руководство «сине-белых» входят три бывших начальника генштаба израильской армии и один бывший министр финансов, именно они руководят блоком. – Прим). И хотя адвокаты Нетаньяху считают, что генеральный прокурор Авихай Мандеблит снимет с него обвинение во взяточничестве, план Ривлина не будет запущен, если Мандеблит этого не сделает.

Что касается религиозно-правого блока и его союза с Ликудом, Нетаньяху провел большую часть из последних 26 дней, работая над его укреплением, и убедился в том, что этот союз – железный. Ганц даже не приблизится к большинству в кнессете (израильский парламент) без поддержки со стороны кого бы то ни было из 55 депутатов, которые лояльны Нетаньяху.

В последние недели было много разговоров о том, что Ганц сформирует правительство меньшинства на 44 места с лейбористским Гешером и Демократическим союзом, с совместным списком и поддержкой извне со стороны Исраэль Бейтену («Наш дом – Израиль» – светская националистическая партия Авигдора Либермана, опирающаяся на русскоязычных мигрантов из бывшего СССР, которая жестко критикует арабов. – Прим.). Это позволило бы ему получить 65 мест, проголосовав за формирование правительства.

Но даже если Ганц сможет сформировать правительство меньшинства, это не продлится очень долго. Религиозно-правый блок не будет поддерживать ничего из того, что Ганц делает, и ему будет трудно получить совместный список и Исраэль Бейтену для поддержки его политики в Кнессете.

Но это будет означать, что Нетаньяху больше не является премьер-министром и что Ганц пойдет на следующие выборы с преимуществом – в качестве премьер-министра.

Тем не менее есть много причин, по которым он не получит этих преимуществ. Депутат кнессета Шехаден, лидер партии Балад в Объединенном списке (объединение партий, связанных с арабским населением Израиля. – Прим.), сказал на радио 103FM во вторник, что его три депутата не будут поддерживать правительство меньшинства. Это сводит возможности правительства Ганца к 62 голосам (из 120 кресел в кнессете). Другие партии в Объединенном списке не делали таких твердых заявлений, но им будет трудно поддержать многие, если не большинство политических мер, которые правительство во главе с «сине-белыми», вероятно, попытается продвигать.

Также представляется крайне маловероятным, что Либерман будет сотрудничать с арабским блоком или даже с Демократическим союзом, в котором доминирует Мерец (леволиберальная партия, поддерживающая права гомосексуалов и выступающая за уход Израиля с оккупированных территорий и за создание там палестинского государства. – Прим.).

И к тому же в пределах собственного списка Ганца есть довольно много правых депутатов (т.е. сторонников жесткой негативной политики в отношении арабов), которые чувствовали бы себя некомфортно, попав в зависимость от антисионистской (арабской) фракции, такой как Объединенный список.

«Сине-белые» должны спросить себя, готовы ли они после нескольких месяцев обвинений в адрес Нетаньяху изменить законы, позволив таким образом Нитаньяху избежать преследования по обвинениям в коррупции, чтобы оставить его премьер-министром в правительстве национального единства? Или они готовы предать сионистский этос – свои собственные ценности, ценности ведущей центристской израильской партии, что позволит объединиться с открытым антисионистским [арабским] списком, чтобы избавиться от Нетаньяху?

При нынешнем положении дел трудно представить, что Ганц сможет сформировать коалицию в ближайшие 28 дней. Все, вероятно, останутся на своих местах до тех пор, пока мандат на создание правительства не перейдет в кнессет на 21 день. Тогда политикам придется либо проявить некоторую гибкость, либо Израиль пойдет на третьи парламентские выборы через год. А до тех пор мы будем ждать и наблюдать.