Катар и Турция столкнулись с неудачей в Ливии и Судане

Ближний Восток раздирают противоречия между двумя мусульмано-суннитскими коалициями. Первая объединяет Турцию и Катар и ориентирована на распространение религиозного экстремизма и диктатур в духе Братьев-мусульман.

Вторая (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Египет) делает ставку на различные военные режимы, выступающие в союзе с религиозными экстремистами и диктаторами другого типа - салафитами. Противостояние между этими силами раскалывает Ливию и Судан.

***

Катар и Турция поддерживали лидера суданского режима Омара аль-Башира в течение многих лет, но теперь им бросают вызов после того, как Башир был отстранен от власти народными протестами и военными. По данным саудовского телеканала Al-Arabiya, министр иностранных дел Катара Мохаммед бен Абдулрахман Аль-Тани отложил визит в Судан в среду. Турция возмущена, там начинают называть свержение Башира, которого обвиняют в геноциде, "контрреволюцией".”

Катар и Турция являются близкими региональными союзниками, они поддерживали суданский режим и продолжают поддерживать правительство Западной Ливии в Триполи. В обоих случаях эти страны встали на сторону жёстко настроенных религиозных групп, включая партию "Братья-мусульмане" (радикальное течение сторонников политического ислама, имеющее огромный масштаб, пользуется сильным влиянием в Тунисе, Ливии, Сирии и многих других арабских странах - прим.). Турция возлагает большие надежды на союз с Суданом, направляя туда военные делегации высокого уровня, арендуя остров Суакин, также её интересуют там перспективные сельскохозяйственные и другие проекты. Эта политика связана с желанием Турции расширить своё влияние на Африканском Роге.

В Ливии поддержка Турцией и Катаром правительства Триполи в восточной части страны выросла из Арабской весны и из ливийского гражданского конфликта. В конце концов, этот конфликт привел Халифу Хафтара, генерала, базирующегося в восточной Ливии, к решению начать большое наступление на западное ливийское правительство. Хафтар пользуется поддержкой Египта и ОАЭ, а также Саудовской Аравии. Россия тоже сотрудничает с Хафтаром. С точки зрения Египта и ОАЭ, западное ливийское правительство в Триполи контролируется религиозными экстремистами, тогда как Хафтар обещает военное правление и стабильность. Хафтар начал наступление в начале апреля, чтобы взять Триполи, что, в случае успеха, позволит ему объединить Ливию после восьми лет гражданской войны. Сказанное египтянами о правительстве в Триполи, где присутствуют влиятельные религиозные экстремисты - правда, только египтяне "забыли" рассказать о том, что, в свою очередь, среди отрядов сторонников Хафтара есть многочисленные вооруженные группировки салафитов - религиозных радикалов, связанных с Саудовской Аравией. Фактически, религиозные радикалы разных видов сражаются в Ливии друг против друга, причём Братьев-мусульман в Триполи финансируют Турция и Катар, а салафитов, воюющих на стороне Хафтара - Саудовская Аравия. Таким образом, Катар и Турция с одной стороны и саудовцы с другой используют разные виды религиозных экстремистов в качестве орудия для расширения сфер своего влияния. Например, организация Хамас, сформировавшая диктатуру в Секторе Газа, выросла из местного отделения Братьев-мусульман, а ряд группировок, близких к запрещённой в России Аль-Каиде, - из различных салафитских движений - прим.). Катар призвал к более строгому введению эмбарго на поставки оружия Хафтару, сообщает Independent.

Согласно сведениям The Independent, Хафтар начал своё наступление на Триполи после того, как ОАЭ отметили “подозрительное движение самолетов из Турции в Западную Ливию". Когда Турция проводила переключения воздушного движения из одного аэропорта в другой в Стамбуле, Хафтар двинул вперёд свои войска. “Как военный стратег, Вы непременно захотите воспользоваться такой ситуацией, даже если это переключение транспортного потока задержит доставку грузов всего на 10 часов", - сказал эксперт репортеру. Хотя Хафтар ведет боевые действия в Ливии, похоже, что региональные состязания между Турцией и Катаром с одной стороны и ОАЭ и Египтом с другой, выступают на передний план. Так, в марте Катар провёл переговоры с посланником Германии по Ливии.

Тем временем Катар проводит встречу с официальными лицами США в Госдепартаменте в рамках Группы стратегического диалога 16 апреля, где обсуждается Судан. Катар также принимал суданского руководителя Башира в конце января.

Протесты поднялись в Судане в последние месяцы, и военные наконец вмешались, чтобы убрать Башира, который находится у власти с 1993 года. В настоящее время военные арестовали членов семьи Башира по обвинению в коррупции. В 2009 году Международный уголовный суд предъявил Баширу обвинение в геноциде в Дарфуре. Однако союзники США, такие как Турция и Катар, на протяжении многих лет тесно сотрудничали с этим военным преступником. Хотя турецкий государственный канал ТРТ называет свержение Башира "контрреволюцией“, направленной против "

Саудовский телеканал Аль-Арабия отметил, что в то время как на Катар в Судане пролился холодный душ, переходный Военный Совет Судана во вторник приветствовал делегацию саудовцев и их союзника ОАЭ. Судьба Ливии и Судана пока не решена. И Катар, и Турция имеют крупные интересы в обеих странах. Обе страны также являются союзниками США и захотят использовать поддержку в Вашингтоне, чтобы повлиять на исход борьбы в этих североафриканских государствах. В то же время ОАЭ, Египет и Саудовская Аравия укрепили свой альянс в борьбе с кризисами в Судане и Ливии. Для Египта это очень важно, потому что они - соседи (Катар финансирует запрещённое в Египте движение Братья-мусульмане, одновременно оказывая поддержку и Братьям-мусульманам в Триполи, и их палестинскому крылу - диктатуре Хамас в Секторе Газа, фактически подрывая таким образом влияние нынешнего руководства Египта и внутри, и за пределами