Иракская молодежь формирует партии для участия в досрочных выборах

Группы молодых людей создают политические партии, стремясь принять участие в досрочных выборах в следующем году в попытке представить себя в качестве альтернативы существующим партиям.

За последние восемь месяцев группы иракской молодежи сформировали различные политические образования. Источник в независимой Высшей избирательной комиссии (IHEC) сообщил «Аль-Монитору», что 15 новых политических групп находятся в процессе регистрации.

Рахман аль-Джубури, старший научный сотрудник регионального центра американского Университета Ирака, сообщил Al-Monitor, что 15 групп подали заявки на регистрацию в IHEC.

Эти группы состоят из иракских активистов гражданского общества и других активистов недавних протестов, которые стремятся участвовать в досрочных выборах, назначенных премьер-министром Ирака Мустафой Казими на 6 июня 2021 года.

Иракское население очень молодо: 56% иракцев моложе 24 лет, а 19,83% - в возрасте от 15 до 24 лет. Официальная безработица в Ираке составляет 12,8% по данным Всемирного банка (до COVID), но, вероятно, она намного выше, особенно среди молодежи.

Среди новых партий – «Харакат аль-Ваеи» (движение за осведомленность). Несколько месяцев назад Салах аль-Арабави, бывший директор офиса Аммара аль-Хакима, лидера блока Хикма, объявил о своем выходе из блока и начал создавать «Харакат аль-Ваеи», которая состоит из группы молодых людей, специализирующихся в области экономики, финансов, средств массовой информации, энергетики и спорта.

Выступая перед «Аль-Монитор» на условиях анонимности, член одной из партий, которая еще не была официально запущена, сказал: «Мы хотим стать успешной альтернативой нынешним партиям. Мы - не единственная молодежная партия. Есть и другие группы молодых людей, которые начали создавать новые партии, и они будут объявлены в ближайшее время».

До сих пор эти партии не объявили о своем образовании, потому что они все еще должны получить разрешение на регистрацию от IHEC. Но они уже начали работать на организационном уровне.

В интервью «Аль-Монитору» Арабави сказал: «Традиционные партии - националистические и сектантские - состояли из представителей правящего класса с 2003 по 2018 год, включая сторонников политического ислама. Единственным вариантом [участия в политике] было вступить в ряды этих партий, чтобы приобрести опыт и извлечь выгоду.

2018 год стал важной вехой и историческим поворотным моментом в Ираке, поскольку явка на выборах составила не более 20%. Это свидетельствует о том, что почти 80% иракского народа недовольны правящим классом в отсутствие альтернативы. Исходя из этого, мы тогда призывали к альтернативе для замены старшего поколения в политике».

Арабави и его единомышленники стремятся создать новую политическую систему путем внесения поправок в Конституцию Ирака, которая предусматривает, что президент избирается непосредственно народом, назначает правительство на основе результатов выборов и что в парламенте должна быть проправительственная и оппозиционная коалиции.

Тем не менее общественность и наблюдатели обеспокоены тем, что некоторые из этих молодежных партий служат неофициальным фронтом для крупных партий. Источники на площадях протеста сообщили «Аль-Монитору», что Казими, Хаким и лидер коалиции «Правовое государство» Нури аль-Малики являются наиболее видными фигурами, которые работали над тем, чтобы выдвинуть молодежь на передний план в новых политических формированиях.

Некоторые партии обращались к молодежным группам, чтобы те вступили в их ряды или создали новые организации, уделяя особое внимание активистам социальных сетей и тем, кто имеет влияние в обществе.

Адель Бадави, профессор политологии Багдадского университета, сказал «Аль-Монитору»: «Некоторые политические силы начали подталкивать молодежь к созданию политических партий, которые привлекли бы молодых людей к участию в предстоящих выборах. Вот почему они строят свою тактику на новых фигурах среди молодых людей. Молодежные силы, особенно протестные, не очень хороши в избирательной тактике. Некоторые из них не знают, как продавать себя на улице. И самое главное, избирательная система до сих пор остается непонятной. Это связано с тем, что важнейший пункт избирательного законодательства, а именно расположение избирательных округов, до сих пор не решен. Таким образом, молодежью можно было бы манипулировать на выборах, что гарантировало бы возвращение к власти нынешних политических сил.

Молодежные силы имеют хорошие шансы на победу на выборах, если они предложат общий взгляд на вещи и будут баллотироваться как единое целое. Однако участие в выборах через многочисленные структуры и доктрины уменьшит их шансы и может привести к тому, что они будут слабо представлены в парламенте».

Возможно, время помешает этим новым политическим субъектам убедить общественность или представить себя в качестве альтернативы. 10 месяцев, оставшихся до досрочных выборов, недостаточно для того, чтобы молодые люди завоевали популярность и создали бы свою базу, чтобы иметь серьезный вес на выборах, особенно если протестующие и молодежь баллотируются в многочисленных организациях, а не в одной.

Есть те, кто считает, что следующий этап в иракской политике – молодежный. В то же время и с молодежным всплеском участия в выборах наблюдатели видят, насколько трудной будет гонка. Саджад Джияд, бывший управляющий директор Центра планирования и исследований «Аль-Баян», исключил возможность того, что молодежные партии получат места, конкурируя со старыми партиями. «Для этого нет никаких обнадеживающих признаков», – говорит он. – Если закон «О выборах» останется неизменным, то крупные партии добьются больших результатов на выборах. У них есть оружие, деньги и народная база поддержки».

Недавние убийства в Ираке несут в себе различные сигналы, в том числе обескураживающее запугивание молодых людей, угроза, отстраняющая их от участия в выборах. (Проиранские вооруженные ополчения, которые имеют огромный политический и военный вес в Ираке, регулярно убивают участников антиправительственных протестов, независимых журналистов и других критиков. Они сделали ставку на террор, пытаясь расширить свой контроль над правительством и обществом. - Прим.)

Ожидается, что молодежные партии, которые традиционные партии выдвинут на передний план, будут лидировать прежде всего из-за финансовой и материально-технической поддержки, которой так не хватает независимым молодежным партиям, вызванным к жизни протестами в октябре 2019 года.

Молодежь, похоже, не имеет хороших шансов на выборах, поскольку она идет против существующей хорошо интегрированной политической системы, вооруженной оружием, деньгами, влиянием и иностранной поддержкой. (Крупнейшие политические партии Ирака имеют свои вооруженные ополчения. Так, националистический популистский блок «Сайрун» шиитского клирика Муктады Садра опирается на ополчение, известное как «Синие шапки», в то время как блок Бина – союз «Фатха» и «Правового государства», наиболее проиранских течений - опирается на ополчения Бадр и др. Все эти партии владеют важными экономическими и инфраструктурными объектами и предприятиями и\или контролируют финансовые потоки через разнообразные государственные ведомства. Партии являются важнейшей политической, экономической и отчасти военной силой в Ираке. Именно по этой причине они вряд ли допустят оппонентов к участию в выборах. - Прим.)

Так что участие молодежи в выборах является рискованным делом и может положить конец этим новым партиям еще до того, как они начнут свое путешествие.