Затянувшаяся эпоха хаоса дорого обойдется безопасности и бизнесу США

Отказ Америки от курдских союзников окажет влияние на события даже за пределами Ближнего Востока.

Стратегический вакуум, возданный Трампом в Сирии, будет расти. Отступление небольшого американского военного контингента из северной Сирии по приказу президента Дональда Трампа и отказ от курдских союзников Америки, которые проливали кровь, сражаясь с ИГИЛ* и «Аль-Каидой»*, окажет влияние на события даже за пределами Ближнего Востока.

Россия и Иран являются бенефициарами, поскольку силы режима Асада и их российские сторонники продвигаются вперед. Турция тем временем усвоила урок, что она может запугивать и давить на Вашингтон.

Союзники США, от Иерусалима до Джидды и от Тайбэя до Токио, задаются вопросом: насколько надежна сейчас доминирующая в мире сверхдержава. Но реальный вопрос заключается в том, как вывод войск влияет на стратегические интересы США. Это требует реалистического, а не идеологического анализа. Он не делает акцент на продвижении демократии («неоконсерватизм») или стимулировании международных организаций ради них самих («вильсонианство»).

Изоляционистские и односторонние призывы Трампа – от срыва широкомасштабных торговых соглашений (таких как Транстихоокеанское партнерство и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство, призванных экономически связать Европу и Тихоокеанский регион с США) и выход из договоров о контроле над вооружениями (таких как Договор о ядерных силах средней дальности и договор по открытому небу) – вызовут возвратный удар по национальным интересам Америки.

Возглавляемая США глобальная архитектура, в которой мы живем сегодня, является продуктом жизни четырех поколений, оплаченным тысячами американских жизней и триллионами долларов инвестиций. Неоспоримый успех этой системы обеспечил безопасность и процветание Америки с 1945 года.

После победы во Второй мировой войне, унаследовав мантию Британской Империи и одержав победу над Советским Союзом в холодной войне в 1989-1991 годов, США кропотливо создавали систему союзов, международных организаций и военных баз, которая делает мир безопасным и обеспечивает опору для американского бизнеса.

Но так было не всегда. До Второй мировой войны Великобритания была главной мировой державой, хотя и находилась в упадке. Британский народ был обескровлен на полях сражений Великой войны, и империи не хватало средств, чтобы сдерживать с помощью своих военно-морских и военно-воздушных сил немецких и японских противников. Без поддержки США и СССР нацисты и японцы победили бы британского льва.

После войны Лондон, сломленный и истощенный, принял стратегическое решение уйти с Индийского субконтинента, а также с Ближнего Востока и из Африки. Британская элита потеряла силу воли и вкус к имперскому предприятию.

Поспешный уход британцев породил геополитический вакуум, создав почву для ряда конфликтов, которые происходили с 1940-х по 1960-е годы. К ним относятся раздел Индии (и многие последующие конфликты с Пакистаном), ряд войн между Израилем и коалициями арабских государств, коммунистическое/китайское восстание в Малайзии, неудачный Энозис (объединение с Грецией) на Кипре и множество неприятных этнических конфликтов в Африке – от Кении до Нигерии. Миллионы погибли, и еще миллионы стали беженцами.

И так бывает всегда. После распада Османской, Российской, Австро-Венгерской и Германской империй вспыхнул ряд конфликтов, в том числе польско-советская война 1920 года, греко-турецкая война 1919-1922 годов и войны, приведшие к независимости прибалтийских государств и Финляндии. И снова миллионы людей были убиты или стали беженцами.

В то время как Британское Содружество является приятным клубом сегодня, этот клуб не используется обычно для предотвращения войны, обеспечения мира или в качестве организации безопасности. На долю Соединенных Штатов выпало создание успешного альянса в Европе (НАТО), в то время как альянсы или даже организации коллективной безопасности, такие как ОБСЕ, остаются незаметными на Ближнем Востоке и в Азии. Безопасность там в основном основана на двусторонних договорах и связях с Вашингтоном.

Ошибки государственных деятелей привели к конфликту. Когда госсекретарь Дин Ачесон исключил Корею из периметра, который США были готовы защищать в 1950 году, Сталин, Мао и нынешний дед Кима Ким Ир Сен напали на Южную Корею, и кровавая война бушевала до 1953 года. В ходе нее погибли 3 миллиона человек и 36 000 американцев.

Цель ухода США с Ближнего Востока, которую Трамп унаследовал от администрации Обамы, и ослабление обязательств США в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе изменят глобальный баланс сил в пользу Ирана, России и Китая. Это также послужит для снятия давления с радикальных исламистских группировок, таких как «Аль-Каида» и ИГИЛ. Это не что иное, как поражение США.

Такое стратегическое отступление может спровоцировать дальнейшие региональные конфликты. Иран и Россия являются основными кандидатами на оспаривание регионального превосходства на Ближнем Востоке, о чем свидетельствуют взятие российской военной полицией под контроль Манбиджа и триумфальный визит Владимира Путина в Персидский залив.

Иран, скорее всего, не торопится играть в геополитические шахматы, используя шиитские ополчения в Ираке, Сирии, Ливане и Йемене для запугивания соседей беспилотниками и крылатыми ракетами, а также баллистическими ракетами средней дальности, которые Совместный всеобъемлющий план действий (Ядерная сделка США и ряда других государств с Ираном, заключенная в 2015 году. – Прим.) не смог ограничить. Тегеран вооружает шиитское население восточной провинции в Саудовской Аравии и в других регионах Персидского залива.

С сокращением присутствия США Иран увеличит свою военно-морскую мощь в Аденском заливе и вблизи Баб-эль-Мандеба, стратегического входа в Красное море и южных ворот к Суэцкому каналу. Это будет представлять угрозу для Африканского Рога и судоходства из Персидского залива, особенно для экспорта нефти и газа.

На Африканском континенте Россия и Китай расширяют свое экономическое и военное присутствие. Китай превзошел США в качестве торгового и инвестиционного партнера с Африкой, а Россия использует свой опыт в области гибридной войны, продажи оружия, ядерных реакторов и сырья, чтобы быстро расширить свои владения от Центральноафриканской Республики до Конго и Южной Африки.

Более слабая приверженность США Европе побудила бы Москву увеличить свое военное присутствие на периферии НАТО в таких странах, как Беларусь и Турция. Москва активно выводит Анкару на свою орбиту, развивая гигантский атомный проект «Аккую» стоимостью $20 млрд, запуская масштабный газопровод «Турецкий поток» и наращивая продажи современных систем вооружения типа С-400. Ценность Турции как союзника по НАТО будет становиться все более сомнительной.

Южнее Россия попытается вывести США из Персидского залива в качестве поставщика вооружений и ядерных реакторов. Не сомневайтесь, великие державы, являющиеся поставщиками безопасности, получают первыми деньги за оружие, за участие в инфраструктурных проектах и другие крупные государственные контракты. Китай, уже являющийся основным инвестором в порты, аэропорты и всевозможную инфраструктуру, будет наращивать свое военное, экономическое, культурное и образовательное присутствие в Европе и на Ближнем Востоке.

Исторический урок прост: нужно посчитать баланс затрат и выгод зарубежного присутствия Америки. Ни одна страна не должна поддерживать глобальное влияние из тщеславия. Но потеря статуса может стать более дорогостоящей, грязной и кровавой затеей, чем перестройка своего глобального присутствия в соответствии с интересами XXI века.

В противном случае затянувшаяся эпоха хаоса, войн, конфликтов, терроризма и турбулентности дорого обойдется американской безопасности и бизнесу. Долг главнокомандующего – разрабатывать и реализовывать стратегию, прислушиваться к тем, кто ее знает и понимает, а не осуществлять поспешное отступление без всякой причины, бросая союзников на произвол судьбы, когда за происходящим наблюдает весь мир.

*— террористическая организация, запрещённая на территории РФ