Анкара ведет тихие переговоры о покупке российских истребителей Су-35
В настоящее время в Турции усилилась поддержка Эрдогана в результате последнего вторжения в Сирию.
В настоящее время в Турции усилилась поддержка Эрдогана в результате последнего вторжения в Сирию.
Когда боль от углубляющегося в стране экономического кризиса снова напомнит о себе и в результате снова упадет поддержка турецкого президента, он может попытаться переложить вину за проблемы Турции на действия Запада и надвигающиеся санкции.
После исключения Анкары из программы F-35 турецкие чиновники надеются, что Москва обновит стареющий парк военных самолетов Турции с помощью самолетов российского производства Су-35.
Турецко-российские отношения вступают в новый этап, поскольку военные обеих стран готовятся начать совместное патрулирование полосы глубиной в 10 километров в Северо-восточной Сирии после вторжения Анкары в регион в прошлом месяце. Это вторжение направленно на то, чтобы изгнать курдские силы.
В то время как обе страны координируют операции на местах, между государственными чиновниками ведутся переговоры о возможной покупке Анкарой российских боевых самолетов Су-35. Президент Турции Реджеп Эрдоган выразил интерес к реактивным самолетам после приобретения Турцией в июле российских систем противоракетной обороны С-400, что вызвало раздражение у давних союзников по НАТО и может привести к санкциям за нарушение правил, призванных сдерживать закупки российской военной техники.
Хотя такие санкции еще не были введены в отношении Турции — отчасти из-за сопротивления в Белом доме — покупка С-400 привела к исключению Анкары из программы производства и получения истребителей F-35 западного блока. Хотя турецкое государство уже потратило миллионы долларов на производство и разработку F-35 — боевых самолетов следующего поколения, а экономика страны, как ожидается, потеряет 9 миллиардов долларов из-за исключения [из программы производства этого самолета], официальные лица НАТО утверждают, что такой шаг был необходим для защиты функций безопасности F-35, которые могут быть нарушены, если самолеты будут эксплуатироваться в диапазоне радаров С-400.
Оставшись с небольшим количеством вариантов модернизации стареющего турецкого воздушного флота F-16, официальные лица Анкары теперь рассматривают российский самолет Су-35 как жизнеспособный вариант, хотя его приобретение рискует еще больше повредить и без того неспокойным отношениям Турции с западными союзниками и союзниками по НАТО.
«Турция хочет иметь альтернативу в случае, если она не сможет приобрести новые боевые самолеты и сохранить свой нынешний флот, — сказал Озгур Унлухисарчикли, директор немецкого Фонда Маршалла в Анкаре. — Это не должно рассматриваться как простой жест, каким сочли переговоры по С-400. Эти переговоры вписываются в схему, в которой Турция обращается к гостеприимной России всякий раз, когда ей не удается получить то, что она хочет от США».
По данным государственных СМИ Турции, Анкара «близка к заключению сделки» по покупке 36 боевых самолетов Су-35, хотя другие источники сообщают, что общее количество самолетов может составить до 48 единиц. Каждый российский самолет оценивается в $ 50-70 млн., что значительно ниже стоимости F-35 ($ 94-122 млн.). Тем не менее, экономия играет небольшую роль в текущих переговорах, которые аналитик турецко-российских отношений Керим Хас назвал «полностью политическими».
По мере роста напряженности между Турцией и ее традиционными западными союзниками после покупки С-400 и последнего вторжения в Сирию, Эрдоган оказался под давлением, и вынужден сбалансировать свои политические интересы путем перекалибровки отношений как с НАТО, так и с Москвой. Если западная поддержка администрации Эрдогана начнет колебаться, турецкий лидер, скорее всего, будет искать защиты через более тесное сотрудничество с Россией, как отмечает Хас.
«Для НАТО было бы пагубно иметь такого союзника как Турция; союзника, покупающего Су-35, — сказал он «Аль-Монитор». — Это будет означать 180-градусный сдвиг парадигмы в восприятии безопасности и угроз Турции и ее исторической геополитической ориентации».
Хотя некоторые политологи говорят, что продолжающиеся закупки Турцией российской военной техники могут поставить под угрозу членство страны в НАТО, Унлухисарчикли отмечает, что у коалиции нет аппарата для изгнания государств-членов.
«В связи с этими событиями Турция рискует не быть исключенной из НАТО, поскольку это технически невозможно, а быть маргинализированной в НАТО, — сказал Унлухисарчикли в интервью «Аль-Монитор». — В будущем мы можем увидеть, что Турция будет исключена из крупных проектов или учений НАТО из-за ее оборонного сотрудничества с Россией».
Эрдоган планирует посетить Вашингтон 13 ноября, и Дональд Трамп может попытаться восстановить отношения с Турцией, продолжая настаивать на сделке с покупкой американских ракет Patriot, предназначенной для того, чтобы отговорить Анкару от активации С-400, так как использование С-400 — шаг, который может вызвать надвигающийся пакет санкций. Но после того, как Палата представителей США признала геноцидом массовые убийства армян в 1915 году, появились разные предположения о том, будет ли Эрдоган следовать приглашению Трампа.
Помимо Турции интерес к самолетам Су-35 проявили руководители Китая, Индии и ряда других стран. Министр обороны Турции Хулуси Акар заявил, что сообщения о переговорах Турции о покупке военного самолета являются ложными, но эта идея витает в Анкаре с тех пор, как президент России Владимир Путин впервые предложил такую сделку после исключения Турции из программы F-35 этим летом.
Во время августовского визита в Москву Эрдоган вместе с Путиным осмотрели макет самолета Су-35 на выставке Международного авиационно-космического салона.
«Мы собираемся купить вот это?» — спросил Эрдоган российского лидера, указывая на самолет.
«Вы можете», — ответил Путин. Оба рассмеялись.
Тем не менее, переговоры продолжаются. Хас указывает, что он не ожидает конкретных событий по возможной покупке Турцией Су-35 до весны 2020 года. Ожидается, что турецкие оборонные производители продолжат выполнение производственных контрактов по программе F-35, срок действия которых истекает в марте.
Кроме того, в то время как некоторые турецкие источники сообщили, что официальные лица Анкары будут стремиться к получению технологий для реализации совместных вариантов внутреннего производства с российскими оборонными производителями, Хас сказал, что будущие сделки по Су-35, вероятно, исключат такие варианты, как и в случае с С-400, для которых турецкие официальные лица также безуспешно пытались получить технологии. Пилотам ВВС Турции также потребуется интенсивная подготовка перед эксплуатацией российских боевых самолетов.
В настоящее время в Турции усилилась поддержка Эрдогана в результате последнего вторжения в Сирию. Когда боль от углубляющегося в стране экономического кризиса снова напомнит о себе и в результате снова упадет поддержка турецкого президента, он может попытаться переложить вину за проблемы Турции на действия Запада и надвигающиеся санкции — сначала на санкции за покупку С-400, а затем на санкции за любую (потенциальную на данный момент) сделку в отношении Су-35.
«Эрдоган должен сохранять видимость, что Запад против него и против Турции, — сказал Хас в интервью Аль-Монитор. — Он возложит ответственность за ухудшение состояния турецкой экономики на западное давление, которое создало предлог для поворота к России».
Он добавил, что Эрдоган может стремиться «открыть своего рода коридор, чтобы обеспечить себе какую-то поддержку международной арены».