Внешняя политика Ирана и Саудовской Аравии

По мнению иранского аналитика региональных проблем Хамзеха Салехи, способность Саудовской Аравии играть (друг против друга) с США, Китаем и Россией и таким способом добиваться уступок от всех троих – это успех.

По мнению иранского аналитика региональных проблем Хамзеха Салехи, способность Саудовской Аравии играть (друг против друга) с США, Китаем и Россией и таким способом добиваться уступок от всех троих – это успех. Он утверждает, что иранский антиамериканизм, напротив, является неудачей, поскольку лишает Иран подобных возможностей и сводит его положение к зависимости от России и Китая.

Анализ Салехи резок, безжалостен, он все чаще встречается в реформистских СМИ и, вероятно, разделяется Корпусом стражей исламской революции (КСИР) и его политическими союзниками в кабинете президента Эбрахима Раиси. Вопрос в том, готовы ли те, кто обладает властью в правительстве, что-то предпринять в отношении опасного положения Ирана.

25 августа в статье, опубликованной в реформистской газете «Энтехаб Ньюс», Салехи писал следующее.

С тех пор как в 2010-х годах против Ирана были введены всеобъемлющие санкции и на страну была распространена глава VII Устава ООН, геополитическое положение Ирана постепенно размывается, он сталкивается с многочисленными проблемами и теряет одну возможность за другой. Создается впечатление, что мир игнорирует Иран, когда речь идет о жизненно важных геоэкономических проектах.

В этом меняющемся мире многие страны, в том числе и прибрежные государства Персидского залива, стабилизируют свою внешнюю политику, вступая в новые рабочие отношения, не теряя при этом существующих связей с великими державами.

В случае малых и средних государств такая политика защищает их национальные интересы и повышает возможность маневра в условиях глобального хаоса. Например, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и другие страны, большинство из которых являются союзниками США и Запада, выстраиваются в очередь на вступление в Шанхайскую организацию сотрудничества. Тем самым эти страны привлекают внимание великих держав, таких как США и Китай.

Но поскольку Иран ни при каких обстоятельствах не готов отказаться от своей антиамериканской политики, Соединенные Штаты потеряли надежду переманить Иран у России и Китая. Что еще более важно, Китай также осознает это и не считает нужным идти на политические или дипломатические уступки, чтобы удержать Иран на своей стороне.

«В силу проводимой Ираном политики у него нет другого выбора, кроме как оставаться на стороне Пекина. Именно в этом свете можно легко понять оскорбления территориальной целостности Ирана со стороны Китая и России», – так Салехи говорит о поддержке этими двумя государствами претензий ОАЭ на острова Большой и Малый Тунбс и Абу-Муса.

«С другой стороны, – продолжает он – Саудовская Аравия, проводя гибкую и сбалансированную политику и тактически солидаризируясь с Китаем, не только сумела привлечь внимание США, но и заставила китайцев сблизиться с Саудовской Аравией, чтобы уменьшить влияние Америки в регионе... Иран же, проводя одновекторную и негибкую политику, наносит ущерб собственной маневренности и геополитическому значению. Гибкость и тактические маневры Саудовской Аравии, основанные на ее национальных интересах, позволили добиться больших уступок от обеих сторон».

Салехи заключает: «В этих условиях возрождение «Совместного всеобъемлющего плана действий» по ядерной программе и более сбалансированная внешняя политика могут в значительной степени изменить ситуацию. В этих условиях Китай будет вынужден приложить больше усилий, чтобы удержать Иран на своей стороне. При таком сценарии Иран не только добьется снятия санкций и уступок со стороны Запада, но и значительно улучшит свои позиции на переговорах с Китаем и Россией».