Государственное телевидение уже давно признано одним из самых мощных и влиятельных институтов в Исламской Республике Иран. Однако в последние два года его возглавлял Вахид Джалили, человек жесткой линии, который вызвал беспокойство даже среди консерваторов. Его главная цель – продвигать идеологию Исламской Республики самым экстремальным способом.
В 2021 году началась борьба за власть между двумя группами единомышленников – сторонников жесткой линии и консерваторов. Они боролись за контроль над государственным телевидением. Государственное телевидение обладает полной монополией, не оставляя места для альтернативных каналов в Иране.
Эта монополия дает государственному телевидению значительное влияние, позволяя ему формировать политику и в значительной степени влиять на мнение зрителей.
По словам бывшего иранского чиновника, беседовавшего с Al-Monitor на условиях анонимности, Хоссейн Мохаммади, высокопоставленная фигура в офисе Верховного лидера аятоллы Али Хаменеи, стремился сохранить контроль над государственным телевидением в своем собственном кругу. Однако формирующийся влиятельный круг сторонников жесткой линии во главе с бывшим главным переговорщиком по ядерной программе Саидом Джалили пресек попытки Мохаммади.
При поддержке Месбахолхода Багери, зятя лидера и брата нынешнего ядерного переговорщика Али Багери Кани, Джалили удалось провалить план Мохаммади по назначению Абольдрезы Рахмани Фазли, бывшего министра внутренних дел, известного своей ролью в убийстве сотен протестующих во время беспорядков 2019 года.
В результате верховный лидер назначил Пеймана Джебели, жестко настроенного председателя Press TV, англоязычного рупора Исламской Республики, главой государственного телевидения. Ранее Джебели был пресс-секретарем команды Джалили по ядерным переговорам (2009-13 гг.) во время переговоров с Западом по ядерной программе Ирана.
После назначения Джебели, тот быстро назначил Вахида Джалили, брата Саида Джалили, своим заместителем на государственном телевидении.
При поддержке влиятельных сторонников внутри истеблишмента Вахид Джалили начал свой проект по захвату государственного телевидения четыре года назад. Он осмелился публично выступить в СМИ против влиятельного Хоссейна Мохаммади, назвав высокопоставленного сотрудника аппарата Хаменеи и его окружение «группой с мафиозным» подходом.
По словам источника в организации, Вахид Джалили фактически возглавляет государственное телевидение, а Джебели следует его примеру.
Чтобы понять взгляды Джалили, стоит взглянуть на канал Ofogh, который, по данным консервативной газеты Farhikhtegan, неофициально управлялся окружением Джалили.
Канал Ofogh («Горизонт») был неожиданно запущен государственным телевидением в 2014 году. Во время пребывания у власти бывшего умеренного президента Хасана Роухани (2013-2021 годы) канал вел агрессивную кампанию против его правительства и ядерной сделки 2015 года, достигнутой с США.
Канал занимал жесткую позицию в отношении реформистов и активно пропагандировал экстремистские религиозные взгляды. Он посвятил значительную часть своих программ освещению региональной политики КСИР и их «священного» присутствия в Сирии в попытке привлечь общественную поддержку. Фактически, канал был полностью идеологическим, даже в том, что касается развлекательных передач.
Теперь, под руководством человека, стоящего за каналом Ofogh, все государственные телеканалы приняли аналогичный подход, делая акцент на идеологических сообщениях, а не на развлечениях, включая производство и трансляцию идеологических заряженных песен на разных каналах. Большинство умеренных телеведущих, таких как Эхсан Алихани и Али Зия, были удалены и заменены новыми, религиозными и жесткими ведущими, которых называют «молодыми революционерами».
Изменения не ограничиваются ведущими. Многие независимые режиссеры также были отодвинуты на второй план, а возможность снимать сериалы предоставляется исключительно «молодым революционерам». Даже 3-й канал государственного телевидения, ранее известный своими развлекательными шоу, сместил акцент на «развлекательные» программы с религиозной тематикой. Например, у них есть шоу, похожее на America's Got Talent, где религиозные панегиристы выступают в качестве судей, проверяющих новых, молодых панегиристов. Кроме того, недавно было запущено шоу стендап-комедии с полностью идеологическими и жесткими взглядами, в котором участвуют «молодые революционные» певцы и комики, выступающие против реформистов и оппозиционных сил. Увеличилось также количество телесериалов о безопасности и шпионаже.