Похож ли оккупированный Сарекание на «зону безопасности»?

Турция оккупировала северный сирийский город Сарекание осенью 2019 г. вместе с джихадистскими наемными бандформированиями и с одобрения США.

Под предлогом создания «зоны безопасности». С тех пор там царит террор.

На прошлой неделе президент Турции объявил о новой «операции» на контролируемой его страной территории северо-восточной Сирии. По словам Эрдогана, целью этих мероприятий является создание «зоны безопасности» на 30 километров вглубь вдоль южной границы. Анкара уже не в первый раз угрожает созданием так называемой буферной зоны вдоль южной границы Турции (северной границы Сирии). При этом все города Рожавы, за исключением Хасаке, должны перейти под контроль Турции. Последняя подобная угроза привела к агрессивной войне и оккупации Сарекание и Гре Спи в октябре 2019 года. Местное население продолжает страдать от последствий того фатального решения по сей день.

Тогдашней оккупации Сарекание и Гре Спи предшествовали требования турецких властей о создании буферной зоны, сильно напоминающие сегодняшние. В августе 2019 года США и Турция договорились о «зоне безопасности». То соглашение включало условие о создании совместного оперативного центра на турецко-сирийской границе. Два месяца спустя началось вторжение в Сарекание, один из старейших курдских городов. Ранее Турция неоднократно пыталась взять город под контроль, делая такие попытки с самого 2012 года при помощи Аль-Каиды* и ИГИЛ*. После оккупации, состоявшейся в 2019 году, местное население было вынуждено бежать.

С момента провозглашения автономной администрации в 2012 году все этнические и религиозные сообщества и группы населения города жили в гармонии, создавая народные советы. За два с половиной года с начала вторжения турецких джихадистов оккупанты совершили сотни убийств горожан, а число незарегистрированных случаев, вероятно, гораздо выше. По самым скромным оценкам, доля внутренне перемещенных лиц (ВПЛ, беженцев) составляет 85% от первоначального населения. Сотни тысяч людей живут во временных лагерях беженцев в окрестностях Айн-Иссы и лагерях на территории других городов. На их родине расселились верные Эрдогану исламисты и члены их семей из других районов Сирии. Ситуация в оккупированном Сарекание, преступления против человечности, совершенные в разрушенном городе, четко говорят о том, что именно означает понятие »зоны безопасности» для турецких властей.

САРЕКАНИЕ ПОД ВЛАСТЬЮ БААСИСТОВ

Сарекание расположен к востоку от Гре Спи, к западу от Дирбесие и к северу от Тель-Тамира. За всю долгую историю Сарекание здесь мирно жили курды, арабы, сирийцы, чеченцы, туркоманы, армяне и курды-езиды. Впервые власти повлияли на состав населения при режиме Баас, ещё в 1974 году. Тогда в Сарекание, как и во всей Рожаве, был запущен проект «Арабский пояс», и названия города и курдских деревень были арабизированы. Из разных частей Сирии в регион везли арабов, здесь были построены новые поселения, и доля арабского населения заметно выросла. Значительная часть христиан Сарекание эмигрировала в сирийские города, такие как Алеппо и Латакия, или в Европу еще до начала гражданской войны в Сирии.

НАПАДЕНИЕ БОЕВИКОВ ИЗ ПАРАМИЛИТАРНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

Даже когда в 2011 году разгоралась гражданская война, христианское население Сирии ещё составляло значительный процент в стране – это были армяне и ассирийские христиане. Они проживали бок о бок с курдами-мусульманами и езидами, арабами, черкесами и туркоманами. Когда 8 ноября 2012 года наемники из различных группировок Аль-Каиды вместе с пособниками из так называемого Курдского национального совета (КНС) перешли границу с Сарекание при пособничестве Турции и начались боевые действия, из города хлынула новая волна беженцев. Наемники, контролировавшие большую часть города, установили режим террора с полного одобрения властей Турции. Христианская церковь в центре города была захвачена, разгромлена, из неё сделали военный штаб. Многие жители были изгнаны из родных домов и вынуждены были бежать в Турцию. На границе с Турцией был создан лагерь для приема перемещенных лиц.

Действуя на территории тогда еще самоуправляемого жилого района, жители освободили свой город шаг за шагом вместе с бойцами ОНС/ЖОС (Отрядов народной самообороны/женской самообороны) и вытеснили наемников из Сарекание. Турция попыталась помешать освобождению, атаковав снова. К 5 ноября 2013 года Анкара организовала четыре крупные наступательные операции. Турецкое правительство не довольствовалось одной лишь отправкой своих наемников через границу, поддерживая их логистические и снабжая боеприпасами. Турецкая армия оказывала огневую поддержку джихадистам атаками через границу. Затем в городе начались удары ИГИЛ, которые тоже поддержала Турция. В 2014-2015 годах ИГИЛ совершило множество нападений на деревни в окрестностях Сарекание, устроив массовую резню среди мирного населения. При этом террористическая группировка встретила ожесточенное сопротивление со стороны ОНС и ЖОС. Оба партизанских подразделения понесли сотни потерь, когда курдские бойцы героически гибли, оказывая отпор боевикам. В мае 2015 года партизаны освободили последние деревни, остававшиеся под контролем ИГИЛ в Сарекание, в рамках наступления имени героя Рубара Камышло. К тому времени многие люди покинули истерзанный боями регион.

БЕЗОПАСНАЯ И СВОБОДНАЯ ЖИЗНЬ В САМОУПРАВЛЯЕМОМ ГОРОДЕ

В период между освобождением от ига Аль-Каиды и ИГИЛ и турецкой оккупацией, начавшейся 9 октября 2019 года, в Сарекание в сложных условиях была создана система самоуправления, действующая на низовом уровне. Управление городом взял на себя народный совет, который был организован в рамках провозглашенного в 2014 году самоуправления кантона Джазира. Представительство в этом собрании получили все народы и представители множества конфессий, проживающие в городе. Люди могли свободно исповедовать свою веру, совершать богослужения в освобожденных христианских церквях, мечетях и езидских местах веры. Развивалось сельское хозяйство, была создана местная академия здравоохранения. Однако,трансграничная агрессия турецких войск никогда не прекращалась окончательно. Снова и снова гибли мирные жители. Но, несмотря на это, Сарекание оставался свободным и по большей части безопасным городом. Все больше и больше людей возвращались в регион ради жизни на родине, свободы и безопасности.

«ЗОНА БЕЗОПАСНОСТИ» – МЕСТО РЕЗНИ

Все изменилось 9 октября 2019 года. Агрессивная война стала концом периода безопасности, братства и мира в регионе. Сарекание превратился в место массовых убийств и эпицентр пыток. По данным Комитета по делам беженцев и миграции, в период с октября 2019 года по декабрь 2021 года в городе было убито не менее 386 мирных жителей, включая 48 женщин и 12 несовершеннолетних. 48 человек скончались под пытками, а одиннадцать были казнены в общественных местах. Турецкая армия использовала белый фосфор против населения во время вторжения. Эти действия – прямое нарушение запрета на химическое оружие. Ассоциация по правам человека города Джазира задокументировала 33 случая гибели людей вследствие применения фосфорных бомб Турцией. Десять из погибших были бойцами Сил демократической Сирии (СДС). Кроме того, к концу прошлого года было задокументировано 232 случая пыток. До сих пор неизвестно, где находятся 152 похищенных местных жителя. 1 200 магазинов и небольших предприятий, а также 5 500 домов, принадлежащих жителям города, сменили хозяев – их отобрали оккупанты.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ГОРОДЕ

После начала турецкой оккупации 85% коренного населения города бежали. На территории вокруг Сарекание расположены 140 деревень. 55 деревень с курдским большинством населения практически полностью обезлюдели. Деревни Хирбет Джамо, Давудие и около 80-90% поселений вокруг Айн-Иссы были разрушены, а на их территории появились турецкие военные базы. Кроме того, боевики лояльного Турции наемнического альянса «Сирийская национальная армия» (СНС)  оскверняли кладбища курдов-езидов, вандализируя их в поисках ценных предметов захоронения.

МЕСТО ВОЗРОЖДЕНИЯ ИГИЛ

Город Гре Спи находился под контролем джихадистов с 2012 года и был в зоне оккупации террористической группировки ИГИЛ с июня 2014 года. В феврале 2015 года СДС начали наступательную операцию с целью его освобождения. Операция получила свое название в честь павшего героя Рубара Камышло. Двумя отправными точками широкомасштабного наступления были Сарекание и деревня Маждал, расположенная к юго-востоку от Тель-Тамира. В ходе этого наступления были освобождены Мабрука, Силук и Гре Спи, а кантоны Кобани и Джазира получили возможность сообщения. На тот момент Мабрука была в административном подчинении Сарекание, играя роль штаба ИГИЛ, который получал поддержку от Турции. ОНС и ЖОС освободили это место ценой величайших жертв. После создания «зоны безопасности» в 2019 году Мабрука снова вернулась под власть джихадистов. Мабрукаи Сарекание стали местами реорганизации террористической группировки.

По данным Ассоциации по правам человека Джазиры и Ассоциации по вопросам миграции, с момента оккупации Сарекание в городе и его деревнях поселилось не менее 2 000 джихадистов и членов их семей. 55 из этих семей были идентифицированы как семьи джихадистских боевиков, и большинство из этих людей – выходцы из Ирака. Многие бывшие боевики ИГИЛ также оказались в рядах таких наемных группировок, дислоцированных в Сарекание, как Дивизия «Султан Мурад», «Фуркат аль-Хамза» и «Ахрараш-Шаркия».

СИМВОЛИКА ИГИЛ ДЕМОНСТРИРУЕТСЯ ЗДЕСЬ БЕЗ СТЕСНЕНИЯ

Широко известный инцидент, показавший всему миру, что Сарекание является безопасным районом лишь для таких формирований, как ИГИЛ, произошел 25 октября 2020 года. После угроз Эрдогана в адрес Франции из-за карикатур на пророка Мухаммеда боевики из парамилитарных группировок, лояльных Турции, собрались в городе и открыто сожгли французский флаг. Во время пропагандистской акции повсюду были вывешены флаги ИГИЛ, участники этого действа выкрикивали соответствующие лозунги. Даже губернатор Урфы подтвердил факт демонстрации джихадистской символики.

ПЛАНЫ НАПАДЕНИЯ НА ТЮРЬМУ «СИНА»

Признания командира ИГИЛ Абдуллы Исмаила Ахмада, который находится сейчас в предварительном заключении за организацию штурма тюрьмы «Сина» в Хасаке, произошедшего в январе прошлого года, также сообщал о роли оккупированной территории для ИГИЛ в своих показаниях. Ахмад заявил, что приказ о нападении на центр содержания под стражей, где содержатся тысячи боевиков ИГИЛ, он получил от турецкой разведывательной спецслужбы MIT. Боевик добавил, что «эмир ИГИЛ», «правящий» в Хасаке, находится в оккупационной зоне неподалеку от Сарекание и Гре Спи и сотрудничает с MIT. Соответственно, боевики ИГИЛ, освобожденные из тюрем, также должны попасть в районы северной Сирии, оккупированные Турцией.

* - террористическая организация, запрещена в РФ