Спикер парламента Ирана Мохаммад Багер Галибаф столкнулся с призывами уйти в отставку после того, как распространились фотографии, на которых члены его семьи возвращаются из поездки в соседнюю Турцию.
Эти фотографии, вызвавшие волну гнева иранцев, были первоначально размещены в сети Twitter известным публицистом Вахидом Аштари, который заявил, что подтвердил личности жены, дочери и зятя Галибафа у сотрудников международного аэропорта имени Имама Хомейни в Тегеране.
Сын Галибафа, Элиас, хотя и не участвовал в поездке, поспешил принести извинения в своем посте в Instagram, критикуя сестру и зятя за их «непростительный проступок» – поездку за границу в тот момент, когда простые иранцы испытывают экономические трудности.
Сын спикера выразил сожаление по поводу того, что семейная поездка «теперь заставит все прошлые обвинения, выдвинутые против моего отца, выглядеть правдоподобными». Он заявил, что, несмотря на то, что спикер парламента был против этой поездки, его дочь и зять все равно ее продолжили. Элиас не объяснил, почему его мать также присоединилась к паре, несмотря на неодобрение мужа.
Галибаф, близкий соратник верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, столкнулся с обвинениями в мошенничестве, особенно в период его пребывания на посту мэра Тегерана (2005-2017). Несмотря на многочисленные доказательства, представленные информаторами, иранские судебные органы так и не предъявили бывшему генералу Корпуса стражей исламской революции (КСИР) официальных обвинений.
«Добро пожаловать в отставку», – гласил заголовок реформистской газеты Aftab-e-Yazd от 21 апреля. Далее в статье говорилось: «Это будет записано в истории: в то время, когда иранцы с трудом сводили концы с концами, жена и дочь спикера парламента провели время в Турции, покупая там светскую одежду». Спикер парламента до сих пор публично не отреагировал на скандал.
Иранские издания и пользователи социальных сетей вновь погрузились в президентские дебаты 2017 года. В то время Галибаф яростно нападал на правительство своего умеренного соперника, бывшего президента Хасана Роухани, за пышный образ жизни. Галибаф пообещал, что в качестве будущего президента он будет представлять то, что он описал как обездоленные 96% населения в борьбе против богатых, привилегированных 4%.
«Перед лицом таких сенсационных новостей он должен уйти в отставку со всех своих постов, – написал в Твиттере реформистский обозреватель Аббас Абди. – Мне интересно, как он теперь будет смотреть в камеры, чтобы выступить против привилегированных 4%».
Чтобы смягчить разочарование населения в связи ростом нищеты, иранские чиновники в последние годы в основном возлагали вину за экономический кризис в стране на санкции США, советуя гражданам экономить на потреблении и затягивать потуже пояса.
Противореча этим рекомендациям, сага о семье Галибаф, похоже, лишь дополнила предыдущие неоднозначные дела о коррупции, в которых фигурировали высшие должностные лица и члены их семей. И все эти случаи были сопоставлены с пронзительными рассказами о растущем числе иранских детей и подростков, которые за последние несколько лет покончили жизнь самоубийством из-за нищеты.
«Вы не можете стоять на трибуне, поучая публику, рассказывая ей о достоинствах отечественного производства... и в то же время отправлять собственную семью за покупками в Турцию», – заявил Аштари.
По мнению некоторых сторонников Галибафа, хаос в основном коренится в партийном соперничестве и организованной кампании, направленной на его дискредитацию. «Какой праздник они устраивают, – написал советник Галибафа Мохаммад Саид Ахадиан. – Неважно, насколько преувеличены проступки, отца нельзя обвинять в поступках его ребенка».
Однако Галибаф не избежал критики и со стороны некоторых сторонников жесткой линии, включая членов Фронта стабильности, чей кандидат на пост спикера в 2020 году проиграл борьбу влиятельному политику.
А газета Javan, представляющая соратников Галибафа по КСИР, посоветовала ему «держать глаза широко открытыми». Пытаясь отделить его от скандала, газета перечислила прошлые противоречия, связанные с Галибафом, отметив, что ему следует быть более внимательным к поведению членов своей семьи. «Усвоит ли он урок?»