От Хизбуллы до Hüda-Par
Отношения ПСР и Hüda-Par не что-то новое. Hüda-Par поддержала ПСР на референдуме, президентских выборах и местных выборах 2019 года.
Отношения ПСР и Hüda-Par не что-то новое. Hüda-Par поддержала ПСР на референдуме, президентских выборах и местных выборах 2019 года.
Отношения ПСР и Hüda-Par не что-то новое. Hüda-Par поддержала ПСР на референдуме, президентских выборах и местных выборах 2019 года. В обмен на эту поддержку сотни наемных убийц «Хизбуллы» были освобождены из тюрем, а кадры Hüda-Par были направлены в государственные учреждения и муниципалитеты в качестве попечителей.
Боевики изначально выбрали мечети как самое безопасное место для организации. Мечети были важны для «Хизбуллы». Там они вели пропаганду, а когда их стали прогонять прихожане и имамы, «Хизбулла» стала убивать имамов. Первая атака была в 1991 году в Батмане.
Продолжаются дебаты об избирательном союзе между Hüda-Par, которая на парламентских выборах 2018 года в Турции получила лишь 0,3 процента, и президентом Тайипом Эрдоганом от ПСР. Некоторые наблюдатели говорят, что даже несмотря на незначительную поддержку избирателей, Hüda-Par используется Эрдоганом и из-за его страха проиграть выборы. Другие наблюдатели предполагают, что Эрдоган будет использовать Hüda-Par (в прошлом курдская «Хизбулла»), в хаосе, который может произойти до или после выборов. Отношения ПСР-Hüda-Par не новы. Hüda-Par поддержала ПСР на референдуме, президентских выборах и местных выборах 2019 года. В обмен на эту поддержку сотни наемных убийц «Хизбуллы» были освобождены из тюрем, а члены Hüda-Par были направлены в государственные учреждения и муниципалитеты в качестве попечителей. Была основана «Mustafaz-Der’i», первая гражданская организация «Хизбуллы». Было даже уголовное дело о закрытии, на том основании, что она «связана с «Хизбуллой».
Первая организация в Стамбуле
Создание «Хизбуллы» произошло в 1979 году в Стамбуле. Она стала называться «Ассоциация исламских ученых». Среди ее основателей были Фидан Гюнгер, Мансур Гюзельсой, Абдулла Йигит, Хусейн Велиоглу и Убейдулла Далар. Свои корни эта ассоциация берет из Национального студенческого союза, существовавшего еще до 1980 года. Хусейн Велиоглу, изучавший в те годы политические науки и финансы, чувствовал себя ближе к группе Акынджилар внутри этого союза. В открытых источниках можно найти информацию, что Велиоглу после окончания учебы подал заявку на сдачу экзамена на должность губернатора округа, но безуспешно. Пока в Стамбуле готовился фундамент «Хизбуллы», в том же году в Батман приехал Хусейн Велиоглу. Здесь он стал кандидатом в президенты Союза Petrol-İş, но не победил на выборах. Отношения между исламскими группировками в Турции и Иране начались в 1980 году. Хусейн Велиоглу и его окружение часто ездили в Иран после 1981 года и начали получать теоретическую подготовку в городе Кум, известном своими медресе (т. е. школами). Десятки человек, принимавших участие в первой организации «Хизбуллы», прошли обучение в городе Кум и вернулись в Батман, Амед и Стамбул.
Ориентир на Иран
В основном уголовном деле «Хизбуллы» было сказало, что были убиты 32 человека, и отмечалось, что основатели организации Хусейн Велиоглу, Абдулазиз Тунч, Эдип Гюмюш, Ахмет Сейитоглу, Ихсан Ешилырмак, Осман Услу, Иса Ай, Хамит Язган и Нусреттин Гюзель нелегально отправились в Иран. Утверждалось, что лидеры организации, прошедшие некоторое время политическую и военную подготовку, прибыли в Турцию и начали формировать основную структуру «Хизбуллы». Книжные магазины были первыми местами, где исламистские группы в Турции и Курдистане, имевшие отношения с Ираном, собирались вместе и обменивались идеями.
Обосновались в Амеде
Книжный магазин "Menzil" Фидана Гюнгора располагался на улице Улуками в Амеде. Велиоглу, приехавший в Амед, в 1982 году основал книжный магазин «Илим» напротив мечети Улу. Эти книжные магазины были в некотором смысле местом, где организация встречалась и беседовала. Велиоглу, который поселился в Амеде после учебы в Батмане, работал в Diyar Ltd. в районе Сур. Там он продолжал организационную деятельность, создав фирму, но эта фирма была лишь прикрытием. В этот период Велиоглу продолжал свою пропагандистскую работу в Амеде, Батмане, Урфе, Ширнаке и Мардине.
В то время как «Хизбулла» была организована под руководством Хусейна Велиоглу, группа, возглавляемая Фиданом Гюнгором, также организовывала свою собственную небольшую религиозную организацию в Амеде. Группа, связанная с Фиданом Гюнгором, называлась «Смотрители» (прим. – тур. Menzilciler) из-за книжного магазина, которым они владели, а группа, связанная с Хусейном Велиоглу, называлась «Ученые» (прим. – тур. İlimciler). Не было никакой разницы между идеей и конечной целью. Большая часть их деятельности была сосредоточена вокруг книжного магазина «Смотрители». Во-первых, у «Смотрителей» не было организационных отношений с «Хизбуллой». Однако книжные магазины, принадлежащие обеим группам, были недалеко друг от друга, и они знали друг друга. После 1983 года некоторые исламистские группы в Амеде заявили: «Между вами нет серьезных различий по основным религиозным убеждениям, интеллектуальным и политическим вопросам. Вы сражаетесь за ту же цель и цель». Позже с разрешения Хусейна Велиоглу группа «Смотрители» начала принимать участие в «Хизбулле», ведь идеологически у них не было противоречий. И обе группы решили действовать вместе. Фактически, Зеки Саваш из группы «Смотрителей» был назначен главой студенческой организации «Хизбуллы» в университетах.
Стали деревенскими стражами
Система деревенской охраны, деревенских стражей, впервые созданная государством против РПК в 1985 году в Шернахе Бейтюшбап через племя джирки, позже была организована в Батмане. Племя Хабизбини, к которому принадлежал Велиоглу, было одним из первых племен, принявших деревенскую охрану в Батмане. Хотя племя Хабизбини имело тесные связи с ПНД в 1970-х годах, оно начало ассоциироваться с «Хизбуллой» после 1980-х годов. Хотя первая организация осуществляла деятельность по «стукачеству» в районах и деревнях Батмана и Бингеля, они впервые назвали себя «Хизбулла» в 1987 году. В том же году был основан JİTEM, и его члены работали по всему региону.
Первыми были взяты мечети
Боевики выбрали мечети как самое безопасное место, чтобы организовать или спрятаться в случае чего. Мечети были важны для «Хизбуллы». Боевики заявили, что они берут ночью ключи у имамов мечетей, в которых они обучали боевиков, а имамам говорили, что читают лекцию о Коране после ночной молитвы. Были имамы, которые верили в это. Однако были и имамы мечетей, которые понимали, что «Хизбулла» не является мирной организацией, как она утверждает, и выступили против этого.
Убийства имамов
Те, кто вел пропаганду «Хизбуллы» во многих мечетях региона, были изгнаны прихожанами и имамами. «Хизбула», изгнанная из мечетей, которые обеспечивали наибольшую пропаганду, убежище и логистику, атаковала имамов. Первая атака началась в 1991 году в Батмане и Сильване. Ресул Ибак, имам мечети Нур, Абдурахман Акьюз, имам мечети Амедие, Талат Турхан, имам мечети Рахмет, были забиты палками и получили серьезные ранения. Несмотря на нападения, имамы в Амеде и Батмане продолжали не пускать эту опасную организацию в мечети, и на этот раз боевиками было принято решение об убийстве имамов региона. В Батмане, Сильване и Амеде более 20 имамов и священнослужителей были убиты в мечетях или за их пределами в период с 1992 по 1995 год. В Амеде 28 августа 1992 года из огнестрельного оружия был убит имам Сиддик Турхаллы, а 21 декабря 1992 года Меле Убейдуллах Далар, которого любили и уважали, был забит до смерти на выходе из мечети возле кладбища. После имамов мечетей и священнослужителей на этот раз боевики решили убивать патриотически настроенных людей. Все, кто сопротивлялся им, были мишенью для нападений. В результате чего, тех, кого считали «сочувствующими РПК», убивали. Были убиты сотни владельцев магазинов, государственных служащих, студентов, журналистов, профсоюзных деятелей, политиков и правозащитников.
«Смотрители» подверглись чистке
Первый конфликт между «Учеными» и «Смотрителями», которые годами действовали в «Хизбулле», начался с политической негласной полемики по поводу того, какая группа будет главной внутри «Хизбуллы». Убийство имамов и нераскрытые убийства в 1992 году пролили свет на эти дискуссии. Несмотря на встречу с муллой Мансуром Гюзельсоем, одним из лидеров «Смотрителей», эти разногласия не удалось разрешить, и Хусейн Велиоглу объявил, что со «Смотрителями» они больше не работают. Сотни людей были убиты в ходе конфликта между двумя группировками в 1993-94 гг. Лидер «Смотрителей» Фидан Гюнгор был похищен с Сабахаттином Тайланом 11 сентября 1994 года в Стамбул, людьми, представившимися полицейскими. С того дня не было никаких новостей ни от Гюнгора, ни от Тайлана.
Первые столкновения
Как в своих публикациях, так и в своих основных аргументах защиты «Хизбулла» утверждает, что они не сами инициировали конфликты и что они прилагали усилия, чтобы избежать конфликтов с РПК. Однако первые атаки против патриотов произошли в Амеде, Батмане, Мардине, Кызылтепе и Нусайбине еще в 1991 году. Патриотически настроенные ученики средней школы подверглись нападению со стороны «Хизбуллы». Первый инцидент, который «Хизбулла» назвала «атакой на них», — это инцидент, произошедший 7 мая 1991 года в районе Идил города Шернах. Вооруженная группа подошла к дому, где находился Салих Карааслан, и просит их пройти с ним и поговорить с ним. Карааслан прячется. Его мать Хайрие и отец Сабри говорят, что не отдадут своих детей. Боевики тут же врываются в дом, открывают огонь, и убивают мать и отца. Они убили также и ребенка, члена семьи. «Хизбулла» обвиняет в этом инциденте РПК. А 3 декабря 1991 года боевики «Хизбуллы» убили Микаила Байру, 60-летнего отца 6 детей сирийского происхождения. Мухаммет Ата Зенгин и Менаф Билгич, убившие Байру, попытались скрыться с места преступления. Зенгин был убит спецназом, Билгич с ранениями был арестован.
Хизбулла признавалась в убийствах
«Хизбулла» признала убийство и утверждала, что это было сделано из мести семьи Карааслан. Мехмет Шериф Карааслан, член семьи Карааслан, также был убит неизвестными 28 декабря 1991 года в Идиле.
В результате показаний боевика Кёльге, арестованного в Адане в ходе операции, начатой против «Хизбаллы», 19 апреля 2002 года на вилле в Антепе была проведена эксгумация. В ходе эксгумации были извлечены разложившиеся трупы Салиха Карааслана, его брата Хамзы Карааслана и их дяди Али Карааслана, состоявших ранее в «Хизбулле». Кёлге позвонил домой Салиху Карааслану, сообщив, что Салих Карааслан был убит за то, что нарушил решение организации, женившись на женщине по имени Озгюр Эльмас, и что его брат и ребенок дяди также были убиты.
Иса Аксой, участвовавший в убийствах, забрал ребенка
Кёльге признался, что женщина по имени Озгюр Эльмас вместе с тремя другими людьми была убита в 1998 году и что тела были закопаны в поле на дороге Мараш. Не было никаких данных о судьбе сына Озгюр Эльмас Гекхана, которому 8 лет. Боевик Кёлге объявил, что мальчика по имени Гекхан забрал с собой боевик Иса Аксой, лично участвовавший в убийствах. Кёльге был приговорен к пожизненному заключению с отягчающими обстоятельствами за десятки убийств. Однако он был освобожден в соответствии с законом о «длительном сроке содержания под стражей», принятым ПСР.
Имам с крестом на шее
После боя с солдатами режима, проведенном партизанами 13 июня 1993 года, на базе командования батальона спецназа жандармерии Гёрюмлю в районе Силопи города Шернах, более 10 человек, в том числе женщины, были задержаны в деревне Деречик деревни Гёрюмлю, в 200 метрах от расположения спецназа жандармерии Гёрюмлю, якобы за «помощь РПК». В тот же день многие люди, которые пошли на сделку со следствием, были освобождены. Однако с того дня нет никаких известий о судьбах деревенского имама Ибрагима Акыла, халдея Хамди Шимшека, Хикмета Шимшека, Салиха Демирхана и Шемдина Кулаза.
Согласно заявлениям, занесенным в судебные протоколы, 6 жителей деревни были казнены по приказу командира 23-й Шернахской бригады генерала Мете Саяра. После того, как он был убит, труп имама села Ибрагима Акыла был выставлен с крестом, снятым с шеи христианина Хамита Шимшека, с надписью: «Это армяне». Позже тела были захоронены на территории военной базы.
Тогда же газета «Хюрриет» вышла с заголовком «Убит армянский проповедник».
Полковник в отставке Ариф Доган рассказал журналисту Али Биранду, утверждал, что основал JITEM. Он сказал: «Позвольте мне рассказать вам о том инциденте. Религиозные знания у нашего народа слабы. Наш народ обманывают. Например, имама нашли мертвым. А мы обнаружили у него крест на шее. Вы представляете? Мы рассказали Хусейну и его друзьям, они пошли и рассказали людям в этом районе, что такое истинный ислам. Настоящий ислам...»
Однако, рядовой Юсуф Оздемир, служивший в 1993 году в командовании батальона спецназа жандармерии Гёрюмлю, в 2010 году подал заявление в Генеральную прокуратуру Амеда и рассказал, как были убиты жители деревни, как был надет крест на шею деревенского имама, и место, где были захоронены убитые. Об этом он рассказал через два года после убийства. При раскопках в районе были обнаружены кости, принадлежащие 3 людям. Однако никаких арестов произведено не было.
Вербовали людей в Геджуше
Полковник Ариф Доган заявил, что он знал Хусейна Велиоглу по делу, рассмотренному в 13-м Верховном уголовном суде Стамбула в рамках расследования по делу Эргенекон, и сказал: «Я сказал Хусейну: «Ходите из деревни в деревню с 4-5 людьми и произносите проповеди. Велиоглу ездил из деревни в деревню, давая религиозное образование местным жителям. Они получили образование в Герджуше. Они не проходили военной подготовки. Они обучали людей проповедью. Временные деревенские охранники защищали их во время они проповедовали в деревнях, куда приезжали. Это была очень хорошая деятельность…»
Распределили по регионам
В своей книге «Я основал JİTEM» Ариф Доган писал об организации «Хизбулла» следующее: «Велиоглу был очень религиозным и хорошо подготовленным человеком. Мы позволили Велиоглу начать свою деятельность с избранным им кругом людей. Они начали работать в районе Герджюш. Велиоглу проводил обучения. Это обучение было теоретическим, а не фактическим. Они также молились. Если было нужно, они были проповедниками, проповедовали в мечетях».
Лагерь в Батмане
Когда в Курдистане в период с 1991 по 1993 год часто всплывало растущее число нераскрытых убийств, в составе Великого национального собрания Турции была создана Комиссия по расследованию нераскрытых политических убийств. Члены комиссии, созданной под председательством Садыка Авундуклуоглу, обнародовали отчет, который они подготовили после работы в регионе в течение 3 месяцев. В отчете от 27 июля 1993 года комиссия заявила, что начальник полиции и заместитель губернатора в Батмане заявили о существовании лагеря, принадлежащего «Хизбулле», в районе между в округе Герджуш в Батмане, что в этих лагерях проводилась военная подготовка, и что Генеральное командование жандармерии знало об этом. Было заявлено, что по поводу вышеизложенного были написаны отчеты, но им ответили, что лагеря в вышеупомянутом районе нет.
В ходе расследований членов парламентской комиссии в регионе связь с «Хизбуллой» была зафиксирована в парламентских протоколах. Начальник полиции Батмана Озтюрк Шим с заместителем губернатора Батмана Мустафой Али Орнеком сказали: «К сожалению, члены организации «Хизбулла» какое-то время получали помощь от военных. Некоторые их отряды здесь прошли военную подготовку и получили материально-техническую поддержку».
Садык Авундукоглу позже дал интервью газете Yeni Şafak 26 января 2000 г., что они столкнулись с большими препятствиями во время своих исследований и что у них был доступ к важной информации о «Хизбулле»: «Я говорил одно и то же в течение шести лет. По крайней мере, мы нашли их следы. Однако каждый раз мы сталкивались с препятствием. Нас постоянно останавливали власти. Если бы нам не помешали, мы бы раскрыли эти преступления».
Нет новостей...
После известия о том, что «Хизбулла» была в такой степени защищена, этот вопрос был включен в отчет парламентской исследовательской комиссии. Саид Габари, один из авторов «Хузбуллы», написал статью на сайте http://www.huseynisevda.biz. , «Утверждения о «Хизбулле» полны противоречий». В качестве источника он сослался на статью журналиста Сайги Озтюрк. Он утверждал, что Озтюрк встречался с начальником полиции Батмана, и опроверг информацию о том, что «Хизбулла» проводила вооруженное обучение в Батмане. Однако, когда вы поищете хоть что-то об этой якобы статье в Google, вы обнаружите, что такой публикации просто нет. Эта новость, которая, как утверждается, написана журналистом Сайги Озтюрком, доступна только на трех веб-сайтах, принадлежащих «Хизбулле».
Было найдено оружие
Во втором обвинительном акте, подготовленном в рамках расследования по делу «Эргенекон», выяснилось, что серийные номера ручных гранат, изъятых в Умрание, и ручных гранат, изъятых во время операций против «Хизбуллы» в Ширнаке, были одинаковыми. В обвинительном заключении говорилось следующее: «В результате операций, проведенных против террористической организации «Хизбулла» в провинции Шернах 18.03.1999 г., в ходе обыска, проведенного в доме Ихсана Текина, было обнаружено в общей сложности 6 ручных гранат. Одна из гранат имеет серийный номер MKE MOD 45 KF MKE 1-23 10-92, а другая граната, полученных из района Умрание, имеет серийный номер MKE MOD 45 KF MKE 1-23 10-92».
Под контролем в Джизре
Отношения между «Хизбуллой» и государством также нашли отражение в судебных протоколах в последующие годы. В связи с 55 нераскрытыми убийствами, обнаруженными в Шернахе, Джизре, Силопи и Идиле, были уволены командир полка жандармерии провинции Кайсери Джемаль Темизоз, бывший мэр Джизре Корукубаши Камил Атаг, его брат Кёкел Атаг, его сын Тамер Атаг, духовники Абдулхаким Гювен, Хидыр Алтуг и Адем Якин. Выступая в суде, деревенский охранник Кёкель Атаг заявил, что «Хизбулла» начала свою деятельность в Джизре в 1992 году и что они были организованы при помощи тогдашнего начальника жандармерии Джизре капитана Джемаля Темизеза. Он заявил: «На самом деле наш командир Джемаль Темизоз организовал нас в те годы. В регионе была создана организация «Хизбулла», он сказал: «По этой причине он предупредил нас, чтобы мы связались с ними и отправили наших детей туда».
«Хизбулла» обосновалась и в Куштепе
Бывший сельский охранник Нури Бинзет, выступавший свидетелем по тому же делу, также подробно рассказал, как организовывалась «Хизбулла» в Джизре и селе Куштепе. Два имама были отправлены в Джизре Хусейном Велиоглу для пропаганды организации и воспитания детей, Бинзет сказал: «Два имама были в районе Джуди. Они жили в комнатах, которые ранее использовали в качестве комнаты для содержания под стражей и места для допросов, но ими никто уже не пользовался. Многие дети брали у этих людей уроки религиозной мысли. Также этими двумя имамами велась пропаганда организации. Имена этих имамов были Абдуррахман и Мустафа. Их фамилий я не знаю и они были не из жителей района. Сближение между «Хизбуллой» и временными деревенскими охранниками и исповедниками Джизре началось когда «Хизбулла» обосновалась в этом селе, а РПК атаковали «Хизбуллу». Мы также воевали с РПК. «Хизбулла» также воевала с РПК».
«Командир попросил нас немедленно уйти»
Полковник в отставке Хасан Атилла Угур, который в то время был начальником районной жандармерии Кызылтепе, предстал перед судом вместе с 4 солдатами и 5 деревенскими охранниками по делу о 22 нераскрытых убийствах в Мардине в период с 1992 по 1996 год после дела Эргенекона. Он был арестован в 2008 году и приговорен к 29 годам и 3 месяцам лишения свободы. После отбытия 5 лет и 8 месяцев, после инцидента 17-25 декабря, вспыхнувшего между ПСР и общиной Гюлена, его дело, как и других фигурантов дела «Эргенекон», было передано в Кассационный суд. Позже он был оправдан после повторного судебного разбирательства. Хасан Атилла Угур сказал в интервью Вabalatv 19 мая 2020 года следующее о том, как «Хизбаллу» защищали высокопоставленные военнослужащие: «В 1993 году в Кызылтепе никто не мог приехать просто так. Кызылтепе стал местом, где РПК и «Хизбулла» постоянно вели бои».
Все в опасности
Он вспомнил, как однажды кто-то сказал по рации: «Командир, мы обыскали дом, нашли два автомата Калашникова, два пистолета Макарова, двух человек поймали». Я сказал: «Веди их сюда». Мы привели. Мы хотели взять их под стражу, сообщить в прокуратуру. Я сказал: «Командир, они не похожи на членов РПК». Командир ответил: «Кто ты такой вообще?» Один из пойманных, никогда не забуду, был с бородой. Командир потом сказал: «Тщательно очистите это оружие, которое вы использовали, а затем верните его нам». Потом пойманный произнес: «Мы — «Хизбулла», а командир сразу попросил нас выйти». В это время сверху прибежал мой старшина, сказал, что звонят из Диярбакыра. Звонил высокопоставленный чиновник. Он сказал: «Отпустите их. Они стреляют в наших врагов. Они борются против РПК». Я сказал: «Террористическая организация — это не хорошо, их нельзя отпускать. Он с большим неудовольствием повесил трубку».