Что происходит между Турцией и Азербайджаном?
Продажа азербайджанской нефти Израилю на фоне конфликта в Газе давит на Эрдогана.
Продажа азербайджанской нефти Израилю на фоне конфликта в Газе давит на Эрдогана.
Призывы к исламистскому правительству Турции принять дополнительные меры против Израиля на фоне кровавой бойни, ежедневно разворачивающейся в секторе Газа, становятся все громче. Но одно требование особенно выделяется: прекратить экспорт азербайджанской нефти в Израиль по трубопроводу, который идет из Баку через Грузию к погрузочным терминалам в Джейхане на турецком побережье.
В течение последних нескольких месяцев антиизраильские демонстранты, организованные под названиями «Палатки сопротивления» и «Тысяча молодых людей за Палестину», выражали свой гнев против Азербайджана за «подпитку» израильской военной машины. Недавно они облили красной краской окна и разбили дверь стамбульской штаб-квартиры государственной нефтяной компании Азербайджана, SOCAR.
Их действия ставят правительство президента Реджепа Тайипа Эрдогана перед трудной дилеммой. Оно взвешивает стратегические связи с ключевым тюркским союзником против внутренних последствий экспорта энергоносителей в Израиль.
До сих пор позиция Анкары заключалась в том, чтобы заткнуть уши и зажать рот.
Впервые с момента прихода к власти (это случилось в 2002 г) на общенациональных местных выборах, состоявшихся 31 марта, ПСР (Партия справедливости и развития) Эрдогана проиграла главной оппозиционной Республиканской народной партии (РНП). Одной из причин низких результатов ПСР стало недовольство ее сторонников тем, что правительство не отреагировало самым решительным образом на нападение Израиля в первые дни конфликта в Газе. Эти настроения разделяют и палестинцы.
Пытаясь сдержать дальнейшее перетекание своего электората в небольшую исламистскую партию «Новое благоденствие» - группировку, которая хочет разорвать все связи с Израилем и почти втрое увеличила число своих голосов на местных выборах, правительство в апреле ограничило продажу 54 товаров в Израиль. В мае оно полностью запретило торговые связи между странами. Однако поставки азербайджанской и казахстанской нефти в Израиль продолжаются непрерывно, обеспечивая, по самым скромным подсчетам, до 40% потребностей этой страны.
Может ли Турция остановить продажи? Теоретически может, но за это придется заплатить очень высокую цену. Намик Тан - депутат от оппозиционной РНП и бывший посол Турции в Вашингтоне и Тель-Авиве, заявил в интервью для издания Al-Monitor: «Это невозможно ни по политическим причинам, ни по условиям договора».
Мехмет Огутуку, бывший турецкий дипломат и председатель базирующегося в Лондоне Босфорского энергетического клуба, согласился с ним. «Закрытие трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан не только нанесет ущерб нашим коммерческим интересам, но и торпедирует отношения с Азербайджаном. Нет ни одного шанса из миллиона», - сказал Огутуку в интервью Al-Monitor.
Статья 5 соглашения между правительством Азербайджана, SOCAR и семью нефтяными компаниями, включая British Petroleum и турецкую государственную нефтяную компанию TPAO, - соглашения, подписанного 17 октября 2000 года, запрещает любой из договаривающихся сторон «препятствовать свободе транзита нефти на территории, через которую проходит трубопровод, и/или с этой территории», подробно излагая требования, под которыми стороны подписываются.
Если Турция нарушит соглашение, Азербайджан сможет подать на Турцию иск в международный арбитражный суд, как это сделал Ирак. Когда-то Турция разрешила Региональному правительству Курдистана в Ираке продавать нефть по специально построенному трубопроводу, который также идет в Джейхан, причем большая часть этой нефти также продавалась Израилю. Так было до марта 2023 года, когда Анкара закрыла задвижку после того, как парижская Международная торговая палата оштрафовала ее на 1,5 миллиарда долларов в пользу Багдада.
Однако партия «Новое благосостояние» старательно игнорирует эти юридические наручники. Партия также требует закрыть военный объект Кюречик на юго-востоке Турции, который был создан в 2012 году для использования НАТО в качестве радара раннего предупреждения об атаках баллистических ракет. Большинство считает, что этот радар используется сегодня для защиты Израиля от Ирана.
В Азербайджане, стране с мусульманским большинством, хотя и преимущественно шиитской, таких призывов не слышно.
Десятилетия советского правления настроили Азербайджан на светский лад, и любые пропалестинские страсти, которые могут существовать здесь, держатся в тайне. «До сих пор я не нашел никаких публичных записей о том, что в Азербайджане проходили какие-либо протесты по поводу Газы в общественных местах. Это говорит о том, что никаких общественных протестов не было», - сказал Заур Шириев, бакинский аналитик по Кавказу.
Вероятной причиной инертности в отношении Газы является сильная симпатия к Израилю. Правительство Азербайджана голосовало за резолюции ООН, призывающие к гуманитарному перемирию, но никогда открыто не осуждало действия Израиля.
Это неудивительно. Израиль, благодаря щедрым поставкам оружия, наряду с Турцией сыграл ключевую роль в том, чтобы помочь Азербайджану в 2020 году отвоевать все территории, которые он потерял в ходе кровавого конфликта с Арменией в начале 1990-х годов, когда советская империя распалась.
Широко распространено мнение, что в Азербайджане размещены израильские военные советники, и иранские обвинения в том, что Баку позволяет Израилю шпионить за Ираном со своей территории, вполне могут оказаться правдой.
Галлия Линденштраус - старший научный сотрудник израильского Института исследований национальной безопасности, отмечает, что «Израиль и Азербайджан связывают стратегические отношения, основанные на том, что обе стороны доказали друг другу, что являются очень надежными партнерами - Азербайджан в поставках нефти в Израиль, а Израиль в поставках оружия в Азербайджан».
Вопреки утверждениям турецких протестующих, нефть используется в основном для заправки частных автомобилей, а не военных самолетов, наносящих удары по Газе, отметила Линденштраус.
Кроме того, обе страны видят в Иране угрозу, и «это также подталкивает их к сближению», - сказала Линденштраус в интервью Al-Monitor. Связи Азербайджана с Израилем в некотором роде отражают те, что существовали между Турцией и Израилем в середине 1990-х годов, когда турецкие военные все еще сохраняли власть. Это был золотой век для Израиля - его военным летчикам разрешили тренироваться в турецком небе. Альянс был полезен и для правительства Турции: оно укрепляло свой имидж в Конгрессе США.
Такая близость с Израилем позволила президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву стать посредником в налаживании отношений между Турцией и Израилем, которые резко ухудшились после израильских атак на Газу в 2019 году.
И все же ничто не может сравниться с афишируемой дружбой между Турцией и Азербайджаном. «Два государства, один народ», - так стороны любят описывать свои связи, основанные на этническом родстве и истории. Младший зять Эрдогана, Сельчук Байрактар, который вместе со своим старшим братом Халуком производит известные беспилотники Bayraktar, входит в число самых больших болельщиков Алиева. В 2021 году он был награжден азербайджанским правителем за вклад Baykar в победу над Арменией.
SOCAR - крупнейший прямой иностранный инвестор в турецкую экономику, а нефте- и газопроводы, идущие из Азербайджана, помогли превратить Турцию в крупный энергетический коридор между Евразией и Европой. На прошлой неделе SOCAR и турецкая государственная трубопроводная компания BOTAS подписали четыре новых соглашения о транспортировке азербайджанского и туркменского газа через Турцию.
Азербайджан настолько влиятелен, что ему успешно удается блокировать сближение Турции с Арменией даже после того, как Армения официально отказалась от всех территориальных претензий на Нагорный Карабах. Турция не открыла сухопутную границу с Арменией и не установила дипломатические отношения с Ереваном. По словам ереванского политолога Беньямина Погосяна, она сделает это только в том случае, если Азербайджан даст на это согласие.
Кроме того, многочисленные расследования, проведенные проектом Organized Crime and Corruption Reporting Project, свидетельствуют о том, насколько Эрдоган и его деловые партнеры извлекают личную выгоду из тесных отношений с Азербайджаном.
Все вместе делает для Турции невозможным даже упрекнуть Баку за его продолжающийся союз с Израилем - пока что. По словам Абдуррахмана Курта, бывшего законодателя от ПСР, который регулярно выплескивает свою ярость на Израиль в эфире X, «среди истинно верующих есть антипатия, хотя те, кто смешивает свою набожность с турецким национализмом, могут сопротивляться таким чувствам».
Учитывая происходящие в Турции перемены, SOCAR выступила с заявлением, опровергающим утверждения о том, что она продает нефть напрямую в Израиль, заявив, что не имеет контроля над тем, куда попадает нефть, поскольку торговля осуществляется коммерческими компаниями. Четыре нападения подряд на объекты компании в Стамбуле и Бурсе были «провокациями» и представляли угрозу для ее сотрудников, отметила SOCAR, напомнив, что инвестировала в Турцию более 18 миллиардов долларов, создав тысячи рабочих мест.
Азербайджанское государственное информационное агентство АПА заявило, что Иран разжег протесты, дабы очернить имидж Азербайджана в Турции. Haber Global, частная новостная станция, финансируемая SOCAR, высказала мнение, что нападения были направлены на разрушение отношений между Эрдоганом и Алиевым.
В любом случае, чем дольше затягивается конфликт в Газе, тем большее давление на Эрдогана будет оказываться внутри страны в связи с ролью Турции в поставках нефти Израилю. «История будет судить всех - то есть каждого - за геноцид [в Газе]... в вечности, - предсказывает Курт, - а меня тем временем охватывает стыд от того, что я вынужден беспомощно наблюдать за тем, как там разворачивается вся эта дикость».