Абдулла Оджалан об освобождении Афганистана

«Кто освободит Афганистан? После 20 лет оккупации НАТО cтрана скорее всего вернется на некоторое время под управление «Талибана», – пишет Фираз Амарги.

Западная общественность комментирует социальные, культурные и человеческие потери последних двух десятилетий и обозримый ужас «Талибана» (запрещена в РФ) с удивлением и безысходностью. И все же народы Афганистана – будь то в самой стране или в диаспоре – снова остро сталкиваются с вопросом того, как они будут освобождать свою родину от гнета западных военных альянсов или исламистских правителей. Этот вопрос затрагивает все демократические силы на Ближнем Востоке, поскольку культурная, социальная, политическая и геостратегическая значимость Афганистана влияет на весь регион. В РПК дискуссии об освобождении Афганистана велись еще в 1990-х годах, и сейчас они не потеряли своей актуальности. Поэтому взгляд на историю РПК может помочь сегодня определить будущее Афганистана.

Два интернационалиста из народа синдхи в РПК

Начиная с 1990-х годов все больше интернационалистов присоединялось к РПК. Многие из них приходили с целью перенять опыт РПК, чтобы применить его на практике в своих родных странах [1]. Среди сотен, если не тысяч этих демократов-интернационалистов – турок, арабов, черкесов, азербайджанцев, русских, немцев, армян и многих других – были два молодых революционера из региона Синд, которые примкнули к рядам РПК в середине 1990-х годов [2]. Во время своего пребывания в течение нескольких месяцев в Центральной академии РПК в Дамаске они вели активные дискуссии с лидером РПК Абдуллой Оджаланом о борьбе РПК, будущем социализма и положении разных народов на Ближнем Востоке.

Взгляд Абдуллы Оджалана на Афганистан

В ходе продолжительной беседы с Абдуллой Оджаланом один из интернационалистов-синдхи – его партийным именем в РПК было Мазлум – попросил дать оценку ситуации в Афганистане на то время. Краткий анализ, который дал Абдулла Оджалан, охватывает ключевые проблемы и возможные решения, которые очень поучительны сегодня: «Прежде всего мы должны констатировать, что в Афганистане нет революционной идеологии. Наджибулла [3] полностью зависел от Советского Союза. Его борьба не была основана на силе народа – его заботила только Москва. Когда разладились его отношения с Москвой, он был свергнут. У него были очень слабые связи с народом. Более того, он не был готов к войне. Другие силы в Афганистане также не были связаны с народом, они также зависели от политического курса, который не касался народа. Они не проводили политику в интересах афганского народа.

Речь всегда шла о старых племенных союзах и кланах, о старой идеологии. Они никогда не считали афганский народ своей базой. Конечно, это беспокоило людей. «Талибан» знал, как воспользоваться этим. Но сила «Талибана» – это и результат его взаимоотношений с внешними силами. Теперь они получат поддержку от Соединенных Штатов и Пакистана. Они хотят развить исламскую альтернативу, что вполне возможно. Если бы в Афганистане возникла революционная партизанская организация, она бы достигла значительных результатов. Причины, по которым это не произошло, – на самом деле большая трагедия. Если бы там была партия, следовавшая тому же курсу, что и РПК, в Афганистане произошли бы очень важные события. В этом заключается главная слабость.

В нынешнем виде проблемы Афганистана не будут решены. Они будут только нарастать и продолжаться. Поэтому наша идеология и политика полностью поддерживает наш народ и народы Ближнего Востока. Текущее положение нашего народа служит интересам других народов. Если РПК будет представлена должным образом, она станет здесь важной альтернативной силой. Если бы у нас была возможность, мы бы построили группу, связанную с партией, и она могла бы сыграть важную роль в Афганистане. Сейчас, конечно, эта возможность упущена. Но мы должны продолжать над этим работать, потому что у нас нет другого выбора. Ошибки и слабости Наджибуллы были его главной трагедией. Он находится под защитой уже четыре года. В Афганистане так много убежищ, почему же он искал убежища там [в Центре ООН в Кабуле]? Вот почему они сейчас в таком положении. У них никогда не было связи с народом Афганистана, и они никогда не жили в Афганистане. Они всегда жили в других местах. Да, это их настоящее положение. Конечно, это грустно».

Надежда для Афганистана

Политические комментаторы на Западе и представители НАТО сейчас могут проявлять недоумение и пессимизм перед камерами, когда их спрашивают об Афганистане. Эта безнадежность мало полезна народу Афганистана, и это ясно всем политически активным и нравственным людям. Следовательно, сегодня важно для женщин, молодежи и народа Афганистана начать строить будущее своей страны. РПК на протяжении десятилетий предоставляет интернационалистам возможность учиться на их опыте. Поэтому то, что Абдулла Оджалан сказал интернационалисту-синдху Мазлуму в конце беседы в 1996 году, все еще остается правдой: «Я могу сказать, что опыт РПК – это важный источник силы для них. Если некоторые интеллектуалы и революционеры изучат идеологию и опыт РПК, они смогут развить в себе огромную силу для своего народа. При этом, конечно, они должны быть одновременно терпеливыми и настойчивыми».

1. Сейчас пишется книга, содержащая многочисленные беседы Абдуллы Оджалана с различными интернационалистами в 1990-х годах. Ожидается, что книга будет впервые опубликована на немецком языке в 2022 году. Цитаты в этой статье являются предварительными переводами из этой книги.

2. Район традиционного расселения народа синдхи, в основном расположен на территории Пакистана.

3. Президент Афганистана с 1987 по 1992 год. Провел несколько лет в Советском Союзе. До того как его убили талибы в 1996 году, он провел четыре года под защитой ООН в Кабуле.