Турция

Реальная заработная плата турецких рабочих значительно упала

С января реальная заработная плата работников в Турции значительно упала. Экономист Озгюр Мюфтюоглу заявил, что ситуация затрагивает всех трудящихся, а минимальная зарплата оставляет рабочих за чертой бедности.

На днях были опубликованы данные о повышении заработной платы миллионам государственных служащих и о прибавках к пенсиям для пенсионеров. Однако, существенным фактором обнищания населения остается инфляция. По последним данным Турецкого института статистики (TÜIK), годовая инфляция составила 35,05%, в то время как месячная инфляция за июнь составила 1,37%, что ниже прогноза. Уровень инфляции за шесть месяцев достиг 16,67%. В результате госслужащие и пенсионеры получат прибавку в размере 15,50%, в то время как пенсионеры, работающие в системе социального обеспечения, получат 16,67% надбавки. Однако, правительство заявило, что на данный момент повышения минимальной заработной платы не будет.

Экономист Озгюр Мюфтюоглу прокомментировал ситуацию, пояснив, что многие наемные работники, начиная с тех, кто получает минимальную заработную плату, находятся за чертой бедности. Он подчеркнул, что объявленное повышение зарплаты государственным служащим и прибавки к пенсиям, основанные на последних показателях инфляции, неизбежно повлияют и на частный сектор.

Ситуация затронет всех наемных работников

Мюфтюоглу отметил, что объявленное 3 июля повышение заработной платы населению, основанное на показателях инфляции, фактически формирует более широкую политику в области зарплат, затрагивающую новые слои населения: «С учетом показателей инфляции, о которых сообщили 3 июля, я произвел расчет, добавив ещё один шаг к предыдущим оценкам, сделанным Конфедерацией прогрессивных профсоюзов Турции (DISK). Сейчас мы можем видеть, что покупательная способность минимальной заработной платы в размере 22 500 лир сократилась примерно на объем 3 685 лир. Другими словами, 100 лир, которые работник имел в начале года, теперь равны 83 лирам. Что ещё более тревожно, так это то, что на повестке дня правительства не стоит даже временное повышение минимальной зарплаты, поэтому нет ясности в отношении того, как будет складываться ситуация в ближайшие шесть месяцев. Годовой целевой показатель инфляции, установленный Центральным банком, составлял 24%, и уже за первые шесть месяцев текущего года, по данным TÜIK, был достигнут уровень в 16,5-17%. Таким образом, инфляция в оставшиеся полгода составит всего 7-7,5%, что является нереалистичным ожиданием. Если за это время не будет повышения заработной платы, эта сумма ещё больше потеряет свою ценность.

С точки зрения Конфедерации турецких профсоюзов (Türk-Iş), порог голода в Турецкой Республике составляет около 26 000 лир, в то время как минимальная заработная плата – всего лишь 22 500 лир. Это означает, что даже в первые шесть месяцев в стране наблюдалось резкое обнищание, а заработная плата уже упала ниже прожиточного минимума. И давайте внесем ясность: порог прожиточного минимума относится только к сумме средств, необходимых семье для правильного и здорового питания. Сюда не входят арендная плата, обучение, транспорт или любые другие основные расходы.

Если рассматривать ситуацию с точки зрения порога бедности, то даже значительная часть работников бюджетной сферы, государственных служащих, вынуждена существовать ниже этой черты. По расчетам, черта бедности составляет около 85 000 лир, в то время как средняя зарплата государственных служащих в настоящее время колеблется на уровне около 49 000 лир. И есть риск, что она упадет ещё больше. В предстоящий период коллективных переговоров для государственных служащих повышение заработной платы будет основываться на темпах инфляции, которые рассчитываются на основе данных TÜIK. Пока эта ситуация не изменится, потери будут сохраняться. Та же логика применима к примерно 600 000 работникам государственного сектора, которые в настоящее время участвуют в процессе коллективных переговоров. Эти события также повлияют на переговоры о заработной плате и коллективные соглашения в частном секторе. Поскольку общественного протеста нет, не только работники государственного сектора, но и все наемные работники по всей Турции обречены на голод».

Для подавления реакции трудящихся используются различные средства

Мюфтюоглу сообщил, что ожидается, что 2025 год станет периодом, когда трудящиеся и все наемные работники будут всё активнее высказывать свое мнение, поскольку ограничение заработной платы будет усиливаться. Однако, любую реакцию в стране намеренно подавляют, преследуя профсоюзных деятелей и демонизируя бастующих работников: «В течение некоторого времени мы наблюдаем процесс, при котором все наемные работники, начиная с тех, кто вынужден существовать, получая минимальную заработную плату, оказываются на грани голода. Проблема затрагивает каждого. Это касается работников государственного и частного секторов, состоящих в профсоюзах и заключивших коллективные договоры. Уровень минимальной заработной платы и уровень дохода пенсионеров уже опустился ниже этого порога. И нужно отметить, что другие страны также шаг за шагом приближаются к этому уровню. При определении минимальной заработной платы на 2025 год было введено понятие «целевой инфляции». Сначала Центральный банк заявлял, что этот показатель составляет около 21%. Затем он был повышен до 24%. Они приняли нереалистичную цель, а потом TÜIK будет публиковать соответствующие ей цифры.

Предполагалось, что 2025 год ознаменуется ростом трудовых волнений и растущей реакцией со стороны рабочего класса. На фоне этих ожиданий на независимые профсоюзы, такие как BIRTEKSEN и другие, было оказано значительное давление, так как они требовали повышения заработной платы или улучшения экономических прав. Создание профсоюзов расценивалось, как преступная деятельность. Кроме того, мы были свидетелями явной враждебности по отношению к рабочим во время забастовок, подобных той, в которой участвовали муниципальные служащие в Измире; эту враждебность поддерживали даже мэры оппозиции.

Таким образом, была реализована стратегия, которая не только узаконила экономическую программу правительства, но и подорвала политическую базу оппозицию, предотвратив усиление реакции трудящихся. И, будто этого было недостаточно, буквально на прошлой неделе мы услышали нечто тревожное в пятничном выступлении представителя Управления по делам религий: «Если кому-то платят за работу, которую он выполняет, всё, что он требует, становится предательством доверия». Другими словами, они говорят нам: принимайте всё, что вам дают, не просите большего, не прекращайте свою работу и не устраивайте забастовку, это грех. Надо понимать, что это ещё один механизм контроля, использующий религию для оказания морального давления на наемных работников и трудящихся».

Единство в борьбе

Озгюр Мюфтюоглу подчеркнул, что борьба за демократию должна идти рука об руку с сопротивлением трудящихся, особенно в нынешних условиях: «Учитывая эту реальность, от профсоюзов ожидается, что они превратят реакцию людей в организованную силу. Конечно, если принять во внимание существующую бюрократическую структуру внутри профсоюзов, инициативы нельзя ожидать исключительно от них. Работники должны требовать реализации своих прав и оказывать давление на компании. Сегодня в стране действительно наблюдается некоторая реакция, в том числе со стороны работников многих сфер государственного сектора. Они пытаются добиться того, чтобы их голоса были услышаны, но нам очень нужно единство, потому что это проблема не только трудящегося на одном рабочем месте, или в одном секторе, или в одной компании.

Настало время выдвинуть экономические требования, одновременно укрепляя важнейшую опору демократической борьбы. Если в Турции и настанет демократия, это произойдет вследствие борьбы. Там, где люди страдают от голода, вряд ли можно говорить о демократической борьбе. Люди борются в первую очередь за то, чтобы прокормить себя и свои семьи. Только решив эту задачу, они смогут участвовать в других сферах борьбы. Если на этом начальном этапе не будет оказано никакого воздействия, в дальнейшем будет невозможно создать демократическую базу сопротивления в обществе. К этому вопросу следует отнестись серьезно».