«Мы хотим, чтобы Турция и Эрдоган были наказаны за свои зверства», – заявила женщина из Африна во время дискуссии, проведенной в рамках кампании «100 причин», развернутой курдским женским движением в Европе, чтобы предать суду президента Реджепа Тайипа Эрдогана.
23 сентября на 48-й сессии ООН по правам человека в Женеве состоялась дискуссионная группа и пресс-конференция, посвященные кампании «100 причин», инициированной курдским женским движением и имеющей целью судебное преследование президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
Дискуссионный форум, состоявшийся в Швейцарском пресс-клубе, поддержал основное требование «международного признания убийств женщин геноцидом» и был организован Движением женщин Курдистана в Европе (ДЖК-Е) и неправительственной организацией «МААТ за мир».
Д-р Мануэла Онеггер выступила модератором дискуссии, в которой приняли участие эксперт по правам человека и гендерным вопросам Марион Бекер, содиректор и основатель движения «Борьба за человечество» Энн-Кристин Шеберг, член Координационного совета женщин северо-восточной Сирии Асия Абдулла и представитель ДЖК-Е по международным отношениям Мелике Яшар.
Дискуссия началась с показа фотографий о войне в Сирии, а также свидетельств женщин, описывающих изнасилования, которым они подверглись, и зверств, совершенных в регионе. Демографические изменения и тюркизация в регионе, куда Турция проникла в результате трансграничных операций, также были показаны в видеоматериале, который был посвящен демографическим изменениям и тюркизации в регионе.
Представитель по международным отношениям ДЖК-Е Мелике Яшар, выступившая первой, начала свое выступление с воспоминаний об убитых женщинах, участвовавших в кампании.
Отметив, что курдское женское движение участвовало в многочисленных кампаниях и акциях против зверств в отношении женщин, Яшар сказала: «Цель нашей кампании «100 причин» – привлечь диктатора Эрдогана к суду. Я также проинформирую вас о преступлениях Эрдогана».
Подсчет количества убитых женщин
Яшар заявила, что, хотя целью кампании был сбор 100 000 подписей, они уже собрали более 235 000 подписей. «Мы хотим начать второй этап нашей кампании в рамках этой встречи. За 18-летнее правление Эрдогана он совершил не просто 100 преступлений. Известно, что были совершены тысячи преступлений. Без суда над Эрдоганом совесть человечества останется неудовлетворенной. Вот почему мы хотели бы поделиться именами женщин, погибших в результате военной политики Эрдогана. Сакине Кансиз, Фидан Доган, Лейла Шайлемез, Тайбет Инан были убиты, и тело Инан оставалось на улице в течение 7 дней. Хаврин Халаф, Джейлан Онкол были убиты. Кадер Ортаккая была убита в Кобани. Дилек Доган была убита в Стамбуле. Произошли десятки подобных массовых убийств».
«В рамках нашего мероприятия женщины, сбежавшие от банд, поделятся своим опытом», – заявила Яшар, отметив, что в Африне были совершены сотни случаев домогательств и изнасилований бандитскими организациями, поддерживаемыми Турцией. «Сакине Джансиз, Фидан Доган и Лейла Шайлемез были убиты в Париже сотрудниками турецкой разведывательной службы НРО (Национальная разведывательная организация). Три курдские женщины были убиты по приказу турецких властей», – отметила она.
«Существует диктатура Эрдогана»
Говоря о нападениях на Шенгал, Яшар заявила: «Режим Эрдогана продолжает подготовку к использованию этого места и совершению новой резни. В Шенгале он пытается реализовать ту же концепцию, которую реализовывали банды ИГИЛ. Я называю это режимом Эрдогана, потому что это тирания одного человека. Там нет ни парламента, ни закона. Эрдоган также совершал преступления против природы с тех пор, как пришел к власти. Все мы были свидетелями этих преступлений. Матери мира, сопредседатели муниципалитетов и законодатели, получившие миллионы голосов, были заключены в тюрьму. Мы разделяем боль матери, которой по почте передали кости ее ребенка. Режим Эрдогана доставляет тела детей обратно в их семьи по почте через несколько лет».
«Детей сбивают и убивают бронетехникой на глазах у всего мира и общественности, потому что они курды», – заявила Яшар, подчеркнув, что люди объявляют голодовку, требуя справедливого судебного разбирательства. «Список преступлений, совершенных диктатурой Эрдогана, обширен. Мы можем найти преступление в каждом дне правления Эрдогана, если будем считать эти преступления одно за другим. У меня есть вопрос. Считается ли Эрдоган тираном или нет, если происходят подобные вещи?» – добавила она.
«Прежде чем список преступлений расширится ...»
Отметив, что женщины подвергались повышенному давлению и массовым убийствам во время правления режима ПСР (Партии справедливости и развития), Яшар заявила: «Мы рассказываем историю фашизма через призму действий двух человек. Мужчины совершают насилие, потому что государство покрывает их. Женщин методично убивают. По своим собственным причинам международные институты и Европа закрывают на это глаза. Эрдоган продолжает свой шантаж и использует их. Он тренирует банды в лагерях и отправляет их в Сирию. Вот почему мы говорим о «Ста причинах». Эрдоган пытается скрыть правду. Даже 100 преступлений, а не тысячи, являются достаточным основанием для преследования тирана. Имея это в виду, мы собрали данные о 100 преступлениях с доказательствами и документами в рамках нашей кампании. У нас есть реальные доказательства и конкретные требования. Мы обращаемся к международным учреждениям и настоятельно призываем их выполнять свои обязанности. Он должен быть наказан за свои действия. Вы несете ответственность за этот политический и этнический геноцид. Согласно международным конвенциям, вы должны признать Эрдогана тираном и обеспечить его судебное преследование. Вы должны действовать, прежде чем этот список расширится».
Яшар отметила, что курдские женщины сопротивлялись всем этим нападениям и боролись против убийства женщин, сказав: «У нас есть доказательства преступлений. Мы хотим организовать борьбу за то, чтобы Эрдоган предстал перед международными институтами. Мы хотим показать, как он использовал химическое оружие и совершал зверства против сопротивляющихся курдских женщин».
«Покончить с турецкой оккупацией»
В ходе дискуссии правозащитник Меннаталла Абдельрауф отметила, что они собрались вместе, чтобы положить конец преступлениям, совершенным президентом от ПСР Тайипом Эрдоганом на Ближнем Востоке. Абдельрауф заявила, что они не смогли бы добиться успеха как женщины, если бы не работали вместе, сказав: «Мы страдаем, потому что мы женщины. Когда я начала изучать ситуацию, которая сложилась у турецких женщин в Турции и курдских женщин в Сирии, я поняла, что основными целями нападок были женщины. Мы знаем, что Эрдоган так враждебно относится к курдским женщинам из-за ИГИЛ. Как представители движения Марш за мир мы сотрудничаем с рядом учреждений в борьбе с преступлениями Турции. Я призываю Верховную комиссию взять на себя ответственность и остановить оккупацию со стороны Турции».
«В Африне женщин систематически насилуют»
Одна из свидетельниц из Африна описала свой опыт следующим образом: «Когда Турция вторглась в Африн, мы даже не могли выйти из дома. От нас требовалось скрывать свои лица. Нас постоянно преследовали. Когда мы прибыли в больницу, они назвали нас «неверными». «Вы курды, вы неверные», – говорили они. Однажды ночью турки напали на наш дом и похитили мою дочь, когда она спала в пижаме. Потом однажды они привели ко мне дочь моей дочери. Мы были заключены в тюрьму в полицейском участке на 20 дней. Каждый день они унижали нас и проклинали. Мою дочь жестоко избили. Они также похитили ее дочь. Они раздели ее догола и заперли. В том полицейском участке нас мучили трое полицейских. Они были и полицейскими, и мучителями одновременно. Моя дочь недавно родила и не могла кормить. Они накачали мою дочь наркотиками, а затем отвезли ее к врачу. Под стражей находилось очень много девочек в возрасте до 18 лет. Их систематически насиловали, а у некоторых происходили выкидыши. Их основными целями были женщины. Из-за этого женщины подвергались наибольшему унижению и насилию. В тюрьме содержалось примерно 25 детей в возрасте от шести месяцев до семи лет. Моя дочь не могла кормить своего младенца. Мы настоятельно призываем Организацию Объединенных Наций помочь этим женщинам, находящимся там в заключении. Число таких женщин растет с каждым днем. У меня нет другой просьбы, кроме как вернуться в свой дом в Африне».
«Пусть виновные будут привлечены к ответственности»
Вторая свидетельница, которая также присутствовала на заседании, заявила, что ей пришлось эвакуироваться из Африна после нападения Турции. Свидетельница сказала, что была вынуждена покинуть Африн пешком со своими детьми, добавив: «Никто не слышит нас, курдов». Она продолжила: «Бог создал нас курдами и дал нам наш язык. Десятки подростков были ранены или убиты. Среди них были и мужчины. У одного ребенка была потеряна нога. Эта трагедия привела к гибели одного из моих детей и ранению другого. Мои дети все еще напуганы и боятся даже малейшего шума. Мы хотим, чтобы турецкое государство предстало перед судом за массовые убийства. Мы хотим, чтобы Эрдоган предстал перед судом», – заявила она.
Шеберг: международные организации должны возвысить свой голос
Энн-Кристин Шеберг, содиректор и основатель движения «Борьба за человечество», сказала, что ей было трудно говорить и как женщине, и как матери после того, как она услышала, что там произошло. Шеберг заявила, что она побывала во многих зонах боевых действий, и продолжила: «Женщины и девочки страдают от огромной несправедливости в этих ситуациях. Это неправильно, и мы работаем над тем, чтобы это изменить. Все законы запрещают сексуальное насилие и угрозу такового. Любой закон запрещает нападать на больницу, будь то в военное или мирное время. Международные организации обязаны выступить против этих преступлений. Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы положить этому конец».
Абдулла: мы создали наш совет против оккупации
Асия Абдулла сказала: «Мы, как жительницы северо-востока Сирии, защищаемся и будем продолжать защищаться от оккупации во всех сферах жизни», – добавила Абдулла, отметив, что они находятся в условиях военной, экономической и политической оккупации. Заявив, что они борются против оккупационной политики, Абдулла продолжила: «Мы сделали приоритетом организации в первую очередь цель защиты как себя, так и нашей территории. Против оккупации мы сформировали Женский совет северо-восточной Сирии, состоящий из курдских, арабских, чеченских и черкесских женщин».
«Мы боремся с оккупацией в области политики и экономики. Оккупационная политика ощущается не только в военном плане. Существует специальная политика в области оккупации. В Африне похищают женщин. В период с 2020 по 2021 год 105 женщин были убиты, 189 похищены и 197 убиты в результате обстрелов. 182 ребенка погибли. Сегодня наша самая неотложная борьба должна вестись против убийств женщин и их предотвращения. Революция на северо-востоке Сирии и в Рожаве установила важные ценности не только для нашей страны, но и для всего человечества. Борьба ЖОС (Женских отрядов самообороны) против ИГИЛ велась ради всех женщин. Турецкое государство наносит удар по СДС (Силам демократической Сирии), а лидеров ЖОС убивали на глазах у всего мира».
«Целью их нападений является демократическая система, возглавляемая женщинами»
«Курдские женщины на севере и востоке Сирии являются пионерами демократической системы для всех женщин. Мужчины и женщины в равной степени представлены в структуре сопредседателей. Это также важно для остального мира. Именно по этой причине банды турецкого государства нападают на нашу демократическую систему. Женщины, которые воевали против ИГИЛ, становятся мишенями их атак. После оккупации наших территорий демократическая система была отменена, и началась резня. На основании каких юридических полномочий они захватили наши территории и меняют там демографическую структуру? Тысячи наших людей были вынуждены бежать. Какое международное право предоставляет Турции такие полномочия? Изменение демографического состава нашей страны является преступлением против человечности. Убийство женщин и детей при помощи тяжелого вооружения турецким государством является преступлением против человечности».
«Закройте воздушное пространство северо-восточной Сирии»
«Мы верим в человеческие ценности и право каждого народа жить в соответствии со своей собственной культурой. Турецкое государство, напротив, продолжает свои атаки, чтобы не допустить этого. Турцию необходимо остановить, чтобы положить конец оккупации и массовым убийствам. Наши земли должны быть защищены от воздушных нападений. Наших людей убивают каждый день. Они атакуют своими боевыми самолетами когда захотят. Турецкое государство будет использовать свое более тяжелое оружие, если не будет запрета. Банды на наших землях используют методы ИГИЛ. Тысячи наших людей не могут вернуться в свои дома. Необходима международная гарантия возвращения нашего народа на родину».
«Наша борьба с оккупацией будет продолжаться»
«Мы приглашаем международные институты, тех, кто борется за права человека, и тех, кто выступает против убийства женщин и детей, посетить Сирию. Они могут приехать и увидеть факты своими глазами. Вас приглашают стать свидетелями этой реальности. На нашей территории, оккупированной турецким государством, установлена граница. Люди там переживают больше, чем то, что мы рассказываем здесь. Мы прошли через гораздо большее, чем то, что вы услышали. Как женщины, мы проведем дискуссионные форумы для обсуждения событий на северо-востоке Сирии и их последствий для будущего оккупированных регионов, и Сирии. Как женщины, мы будем бороться за предание гласности этих фактов. Как женщины, мы до конца будем продолжать бороться за всех сирийцев против продолжающейся оккупации Турцией наших территорий. Мы настоятельно призываем международные организации защищать установленные ими человеческие принципы и содействовать созданию демократической системы, включающей в себя женщин».
«Мы должны заставить международные организации принять меры»
В конце мероприятия, Марион Бекер, эксперт по правам человека и гендерным вопросам, объяснила, что она была еврейкой, родившейся в Германии через 60 лет после Второй мировой войны, и что она потеряла большую часть своей семьи во время Холокоста. Бекер заявила, что она понимает, что такое геноцид, и добавила: «Нам нужно найти более четкие и быстрые ответы. У нас есть время для этого. Написание письма с перечнем требований не решит проблему. У нас уже есть много механизмов для реализации этих требований. Мы должны действовать».
Дискуссионная группа завершилась сессией вопросов и ответов после выступлений докладчиков.