В Хатае, одной из турецких провинций, наиболее пострадавших от землетрясения, Тахсин Нихадиоглу, рабочий, который сначала переехал с семьей в Анталью после того, как его дом был сильно поврежден, а затем был вызван на работу столичным муниципалитетом Хатая, сначала подвергся пыткам со стороны военнослужащих и сотрудников полиции, а затем погиб, попав под машину, принадлежащую Koç Holding.
14 февраля 2023 года, когда Нихадиоглу шел от своего дома на улице Олук в микрорайоне Электрик в Хатае к палаткам активистов в парке Севги, где находился его родственник Халил Якут, мужчину атаковали и избили солдаты. Затем он был задержан сотрудниками полиции, которые подвергли его пыткам.
Халил Якут, которому сковали руки наручниками за спиной и избили полицейские в ту же ночь вместе с Тахсином Нихадиоглу, подал уголовный иск в отношении правоохранителей. Позже стало известно, что расследование, инициированное по иску Якута, было прекращено.
Халил рассказал ANF, что, несмотря на отчет учебно-исследовательской больницы Хатая, подтверждающий, что Тахсин Нихадиоглу, который впоследствии погиб, подвергся физическому насилию, Главная прокуратура Хатая проигнорировала вину полицейских, ответственных за пытки.
Якут пояснил, что и он, и семья Тахсина Нихадиоглу, погибшего в результате наезда грузовика, принадлежащего компании Koç Holding, подали уголовные жалобы после гибели мужчины. После этого, хотя их дела были объединены, его показания взяли только два года спустя, а всего через месяц с поразительной быстротой было вынесено решение о том, что «оснований для судебного преследования нет».
Якут описал случившееся так: «Этот инцидент имел место 14 февраля 2023 года. Я ждал Тахсина в парке Севги, где были установлены палатки солидарности. Подъехала полицейская машина, из неё вышли офицеры, которые подошли ко мне и спросили: «Вы Халил Якут?». Как только я ответил утвердительно, они повалили меня на землю и сковали руки наручниками за спиной. Когда меня затащили в машину и стали пытать, я увидел, что Тахсин уже там. Я был потрясен».
Позже Тахсин рассказал мне, что солдаты пытали его перед его собственным домом, а затем передали в полицию, где его снова избили. Когда он рассказывал мне об этом, на его лице, вокруг глаз и на голове уже были кровоподтеки. Он говорил с трудом; его горло распухло, потому что его душили. Когда полицейские заметили, что мы разговариваем, они снова начали избивать нас. Наблюдавшие это люди протестовали против происходившего. Барыш Атай, на тот момент депутат парламента от Рабочей партии Турции (TIP), пришел и поговорил с полицейскими. После этого они сказали, что это было «недоразумение», и отпустили нас. Тахсин сразу же сфотографировал полицейскую машину, и в тот же день мы дали интервью телеканалу Artı TV во время прямой трансляции».
Слова свидетелей пыток были проигнорированы
Халил Якут отметил, что, несмотря на заключение медиков, подтвердивших следы пыток на теле его родственника Тахсина Нихадиоглу, и показания свидетелей, видевших эти повреждения, расследование было закрыто. Якут вспоминает: «В день инцидента Умут Таштан, репортер телекомпании Artı TV, который брал у нас интервью, и депутат Барыш Атай видели следы пыток на лице Тахсина. Однако прокурор проигнорировал нашу просьбу о заслушивании показаний свидетелей. Вместо этого он положился на показания четырех обвиняемых полицейских и закрыл расследование, сославшись на «отсутствие отчета и видеозаписей»».
Прокурор проигнорировал отчет из больницы
Халил Якут объяснил, что через два дня после нападения солдат и полицейских Тахсин Нихадиоглу получил серьезные травмы, попав под грузовик, принадлежащий Koç Holding, и был доставлен в больницу Хатая в критическом состоянии. Он отметил, что в медучреждении зафиксировали не только травмы, полученные мужчиной в результате дорожно-транспортного происшествия, но и признаки нападения. Они были указаны в официальном отчете, который впоследствии проигнорировал прокурор.
Якут заявил, что они подали протест в отношении решения о непривлечении сотрудников полиции к ответственности, добавив: «Наш родной город был разрушен землетрясением. И, как будто этого было недостаточно, мы подверглись жестоким пыткам от рук сотрудников турецкой полиции, что было проигнорировано судебными органами. Виновные в пытках снова остались безнаказанными. Это говорит о том, что пытки стали государственной политикой. Мы будем продолжать бороться с этой стратегией властей, пыток и мучителей. Человеческое достоинство победит насилие».