ДПН: Мы – нечто большее, чем политическая организация

После того как Главным прокурором был подан иск в Конституционный суд, ДПН угрожает наложение запрета.

Заместители пресс-секретаря по иностранным делам ДПН Фелекнас Уджа и Хышьяр Озсой опубликовали заявление о последних жестоких преследованиях партии.

В заявлении говорится следующее: «Демократическая партия народов (ДПН) находится под яростной атакой со стороны правительства ПСР, её кандидаты были вытеснены из участия в местных выборах в ключевых городах, к тому же теперь партия  сталкивается с колоссальными экономическими проблемами, обострившимися в связи с пандемией.17 марта 2021 года на пленарном заседании парламента было зачитано окончательное решение суда по делу члена парламента от ДПН господина Омара Фарука Гергерлиоглу, в результате чего он лишился статуса депутата парламента. Спустя несколько часов Главный прокурор кассационного суда подал иск в Конституционный суд о наложении запрета на ДПН. Эти нападения на ДПН начались вскоре после того, как президент Эрдоган объявил о новом плане действий по защите прав человека, который был выдвинут с целью проведения реформ в сфере закона и прав человека.

2 марта 2021 года главный прокурор кассационного суда начал вести опрос членов ДПН в связи с обвинением девяти её депутатов по делу «протестов в Кобани», которые прошли в октябре 2014 года. Двумя неделями позже прокурор заявил в своём обвинительном заключении о том, что ДПН в ряде действий и заявлений своих представителей пыталась «разрушить и уничтожить безраздельное единство турецкого государства с его народом». Здесь важно отметить, что и расследование, и подача судебного иска о наложении запрета на ДПН произошли после неоднократных призывов председателя Партии националистического движения (ПНД) Далвата Бахчели к верховным судам Турции наложить запрет на ДПН.

В Турции наложение запрета на партии, особенно прокурдские, никогда не было исключением. На сегодняшний день Конституционный суд наложил запрет на шесть прокурдских партий. Первой из них была Народная лейбористская партия, основанная 7 июня 1990 года. В 1991 году НЛП присоединилась к Социал-демократической партии и выиграла 22 места в Турецкой национальной ассамблее. В июле 1993 года Конституционный суд наложил запрет на НЛП. Вслед за запретом НЛП в мае 1993 года была создана Партия свободы и демократии. 23 ноября 1993 года была запрещена и эта партия. Демократическая партия стала её преемницей. В марте 1994 года турецкий парламент снял   неприкосновенность с шести её представителей, которые позже были приговорены к 15 годам тюремного заключения по обвинению в терроризме. 16 июня 1994 года Конституционный суд наложил запрет на Демократическую партию. Затем 11 мая 1994 года была создана Народная демократическая партия. На местных выборах в 1999 году НДП выиграла 37 муниципалитетов во всём курдском регионе, включая 7 крупных курдских городов. И всё же в марте 2003 года Конституционный суд запретил НДП. 9 ноября 2005 года была основана Партия демократического общества. Её кандидаты баллотировались независимо на всеобщих выборах в 2007 году и заняли 22 места в турецком парламенте. На местных выборах 2009 года депутаты этой партии заняли посты мэров в сотне городов и посёлков курдского региона. 11 декабря 2009 года Конституционный суд Турции наложил запрет и на эту партию.

Как видно из вышесказанного, ДПН унаследовала историю травли и запретов, и, хотя президент Эрдоган в прошлом несколько раз заявлял, что он против запрета на политические партии, ПСР под его руководством приняла политику репрессий против курдов и других меньшинств. ДПН и так находилась под усиленным политическим давлением со стороны государства, и теперь мы находимся на пороге ещё одной позорной попытки ликвидировать политическую партию.

Эта последняя фаза интенсивных нападений началась в 2015 году – с прекращения турецким правительством мирного процесса с курдами – и усилилась в 2016 году с объявлением чрезвычайного положения, когда наши бывшие сопредседатели господин Селахаттин Демитраш и госпожа Фиген Юксельдаг были арестованы вместе с несколькими другими депутатами. (Дело против господина Демитраша было недавно решено Большой палатой Европейского суда по защите прав человека. Палата вынесла решение о его немедленном освобождении, но турецкое правительство до сих пор не привело это решение в исполнение. – Прим.) Нападения продолжались в форме арестов других депутатов и лишения 11 членов парламента от ДПН их депутатских мандатов. С тех пор тысячи руководителей и членов ДПН были задержаны или арестованы, и с каждым днём этот список только увеличивается.

На представителей местного правительства также пришлась их доля подобных нападений. В 2016 году около сотни курдских муниципалитетов были узурпированы, и их руководящие посты были заняты должностными лицами, назначенными правительством. Много курдов, занимающих должность заместителя мэра, было арестовано. Турецкое правительство продолжало вести свою колониальную политику в курдских городах и посёлках и после местных выборов 31 марта 2019 года. К настоящему времени 48 из 65 муниципалитетов, руководимых представителями ДПН, были свидетелями замены своих избранных мэров на назначенных правительством попечителей. Шести другим заместителям мэров было отказано в выдаче их избирательных удостоверений после того, как они выиграли выборы, под предлогом того, что они и ранее были сняты со своих постов указом о чрезвычайном положении. На сегодняшний день 14 курдских заместителей мэров, избранных в марте 2019 года, и несколько мэров, избранных в 2014 году, продолжают оставаться за решёткой.

ДПН – это не только несколько зданий и формальная политическая организация. Мы представляем разнообразие политических историй и мощную социологию многократных усилий борьбы за признание и справедливость. Мы заверяем вас, что историческая борьба и политические традиции, которые в первую очередь послужили основой для создания ДПН, будут и впредь оказывать влияние на курдскую и турецкую политику в направлении подлинно демократических изменений в стране, даже если ДПН не способна будет пережить это нападение как политическая организация.

Давление правительства на ДПН и другие демократические силы несомненно усилится в будущем, и с ним усилится наша борьба. В связи с этим мы вновь призываем всё международное демократическое сообщество не сдавать своих принципиальных позиций, укрепить международную солидарность и принять меры против этих жалких политических действий со стороны правительства ПСР, стремящихся наложить запрет на ДПН, пренебрегая волей миллионов людей.