От Хизбуллы до Hüda-Par

Отношения ПСР и Hüda-Par не что-то новое. Hüda-Par поддержала ПСР на референдуме, президентских выборах и местных выборах 2019 года.

Отношения ПСР и Hüda-Par не что-то новое. Hüda-Par поддержала ПСР на референдуме, президентских выборах и местных выборах 2019 года. В обмен на эту поддержку сотни наемных убийц «Хизбуллы» были освобождены из тюрем, а кадры Hüda-Par были направлены в государственные учреждения и муниципалитеты в качестве попечителей.

Боевики изначально выбрали мечети как самое безопасное место для организации. Мечети были важны для «Хизбуллы». Там они вели пропаганду, а когда их стали прогонять прихожане и имамы, «Хизбулла» стала убивать имамов. Первая атака была в 1991 году в Батмане.

Продолжаются дебаты об избирательном союзе между Hüda-Par, которая на парламентских выборах 2018 года в Турции получила ​​лишь 0,3 процента, и президентом Тайипом Эрдоганом от ПСР. Некоторые наблюдатели говорят, что даже несмотря на незначительную поддержку избирателей, Hüda-Par используется Эрдоганом и из-за его страха проиграть выборы. Другие наблюдатели предполагают, что Эрдоган будет использовать Hüda-Par (в прошлом курдская «Хизбулла»), в хаосе, который может произойти до или после выборов. Отношения ПСР-Hüda-Par не новы. Hüda-Par поддержала ПСР на референдуме, президентских выборах и местных выборах 2019 года. В обмен на эту поддержку сотни наемных убийц «Хизбуллы» были освобождены из тюрем, а члены Hüda-Par были направлены в государственные учреждения и муниципалитеты в качестве попечителей. Была основана «Mustafaz-Der’i», первая гражданская организация «Хизбуллы». Было даже уголовное дело о закрытии, на том основании, что она «связана с «Хизбуллой».

Первая организация в Стамбуле

Создание «Хизбуллы» произошло в 1979 году в Стамбуле. Она стала называться «Ассоциация исламских ученых». Среди ее основателей были Фидан Гюнгер, Мансур Гюзельсой, Абдулла Йигит, Хусейн Велиоглу и Убейдулла Далар. Свои корни эта ассоциация берет из Национального студенческого союза, существовавшего еще до 1980 года. Хусейн Велиоглу, изучавший в те годы политические науки и финансы, чувствовал себя ближе к группе Акынджилар внутри этого союза. В открытых источниках можно найти информацию, что Велиоглу после окончания учебы подал заявку на сдачу экзамена на должность губернатора округа, но безуспешно. Пока в Стамбуле готовился фундамент «Хизбуллы», в том же году в Батман приехал Хусейн Велиоглу. Здесь он стал кандидатом в президенты Союза Petrol-İş, но не победил на выборах. Отношения между исламскими группировками в Турции и Иране начались в 1980 году. Хусейн Велиоглу и его окружение часто ездили в Иран после 1981 года и начали получать теоретическую подготовку в городе Кум, известном своими медресе (т. е. школами). Десятки человек, принимавших участие в первой организации «Хизбуллы», прошли обучение в городе Кум и вернулись в Батман, Амед и Стамбул.

Ориентир на Иран

В основном уголовном деле «Хизбуллы» было сказало, что были убиты 32 человека, и отмечалось, что основатели организации Хусейн Велиоглу, Абдулазиз Тунч, Эдип Гюмюш, Ахмет Сейитоглу, Ихсан Ешилырмак, Осман Услу, Иса Ай, Хамит Язган и Нусреттин Гюзель нелегально отправились в Иран. Утверждалось, что лидеры организации, прошедшие некоторое время политическую и военную подготовку, прибыли в Турцию и начали формировать основную структуру «Хизбуллы». Книжные магазины были первыми местами, где исламистские группы в Турции и Курдистане, имевшие отношения с Ираном, собирались вместе и обменивались идеями.

Обосновались в Амеде

Книжный магазин "Menzil" Фидана Гюнгора располагался на улице Улуками в Амеде. Велиоглу, приехавший в Амед, в 1982 году основал книжный магазин «Илим» напротив мечети Улу. Эти книжные магазины были в некотором смысле местом, где организация встречалась и беседовала. Велиоглу, который поселился в Амеде после учебы в Батмане, работал в Diyar Ltd. в районе Сур. Там он продолжал организационную деятельность, создав фирму, но эта фирма была лишь прикрытием. В этот период Велиоглу продолжал свою пропагандистскую работу в Амеде, Батмане, Урфе, Ширнаке и Мардине.

В то время как «Хизбулла» была организована под руководством Хусейна Велиоглу, группа, возглавляемая Фиданом Гюнгором, также организовывала свою собственную небольшую религиозную организацию в Амеде. Группа, связанная с Фиданом Гюнгором, называлась «Смотрители» (прим. – тур. Menzilciler) из-за книжного магазина, которым они владели, а группа, связанная с Хусейном Велиоглу, называлась «Ученые» (прим. – тур. İlimciler). Не было никакой разницы между идеей и конечной целью. Большая часть их деятельности была сосредоточена вокруг книжного магазина «Смотрители». Во-первых, у «Смотрителей» не было организационных отношений с «Хизбуллой». Однако книжные магазины, принадлежащие обеим группам, были недалеко друг от друга, и они знали друг друга. После 1983 года некоторые исламистские группы в Амеде заявили: «Между вами нет серьезных различий по основным религиозным убеждениям, интеллектуальным и политическим вопросам. Вы сражаетесь за ту же цель и цель». Позже с разрешения Хусейна Велиоглу группа «Смотрители» начала принимать участие в «Хизбулле», ведь идеологически у них не было противоречий. И обе группы решили действовать вместе. Фактически, Зеки Саваш из группы «Смотрителей» был назначен главой студенческой организации «Хизбуллы» в университетах.

Стали деревенскими стражами

Система деревенской охраны, деревенских стражей, впервые созданная государством против РПК в 1985 году в Шернахе Бейтюшбап через племя джирки, позже была организована в Батмане. Племя Хабизбини, к которому принадлежал Велиоглу, было одним из первых племен, принявших деревенскую охрану в Батмане. Хотя племя Хабизбини имело тесные связи с ПНД в 1970-х годах, оно начало ассоциироваться с «Хизбуллой» после 1980-х годов. Хотя первая организация осуществляла деятельность по «стукачеству» в районах и деревнях Батмана и Бингеля, они впервые назвали себя «Хизбулла» в 1987 году. В том же году был основан JİTEM, и его члены работали по всему региону.

Первыми были взяты мечети

Боевики выбрали мечети как самое безопасное место, чтобы организовать или спрятаться в случае чего. Мечети были важны для «Хизбуллы». Боевики заявили, что они берут ночью ключи у имамов мечетей, в которых они обучали боевиков, а имамам говорили, что читают лекцию о Коране после ночной молитвы. Были имамы, которые верили в это. Однако были и имамы мечетей, которые понимали, что «Хизбулла» не является мирной организацией, как она утверждает, и выступили против этого.

Убийства имамов

Те, кто вел пропаганду «Хизбуллы» во многих мечетях региона, были изгнаны прихожанами и имамами. «Хизбула», изгнанная из мечетей, которые обеспечивали наибольшую пропаганду, убежище и логистику, атаковала имамов. Первая атака началась в 1991 году в Батмане и Сильване. Ресул Ибак, имам мечети Нур, Абдурахман Акьюз, имам мечети Амедие, Талат Турхан, имам мечети Рахмет, были забиты палками и получили серьезные ранения. Несмотря на нападения, имамы в Амеде и Батмане продолжали не пускать эту опасную организацию в мечети, и на этот раз боевиками было принято решение об убийстве имамов региона. В Батмане, Сильване и Амеде более 20 имамов и священнослужителей были убиты в мечетях или за их пределами в период с 1992 по 1995 год. В Амеде 28 августа 1992 года из огнестрельного оружия был убит имам Сиддик Турхаллы, а 21 декабря 1992 года Меле Убейдуллах Далар, которого любили и уважали, был забит до смерти на выходе из мечети возле кладбища. После имамов мечетей и священнослужителей на этот раз боевики решили убивать патриотически настроенных людей. Все, кто сопротивлялся им, были мишенью для нападений. В результате чего, тех, кого считали «сочувствующими РПК», убивали. Были убиты сотни владельцев магазинов, государственных служащих, студентов, журналистов, профсоюзных деятелей, политиков и правозащитников.

«Смотрители» подверглись чистке

Первый конфликт между «Учеными» и «Смотрителями», которые годами действовали в «Хизбулле», начался с политической негласной полемики по поводу того, какая группа будет главной внутри «Хизбуллы». Убийство имамов и нераскрытые убийства в 1992 году пролили свет на эти дискуссии. Несмотря на встречу с муллой Мансуром Гюзельсоем, одним из лидеров «Смотрителей», эти разногласия не удалось разрешить, и Хусейн Велиоглу объявил, что со «Смотрителями» они больше не работают. Сотни людей были убиты в ходе конфликта между двумя группировками в 1993-94 гг. Лидер «Смотрителей» Фидан Гюнгор был похищен с Сабахаттином Тайланом 11 сентября 1994 года в Стамбул, людьми, представившимися полицейскими. С того дня не было никаких новостей ни от Гюнгора, ни от Тайлана.

Первые столкновения

Как в своих публикациях, так и в своих основных аргументах защиты «Хизбулла» утверждает, что они не сами инициировали конфликты и что они прилагали усилия, чтобы избежать конфликтов с РПК. Однако первые атаки против патриотов произошли в Амеде, Батмане, Мардине, Кызылтепе и Нусайбине еще в 1991 году. Патриотически настроенные ученики средней школы подверглись нападению со стороны «Хизбуллы». Первый инцидент, который «Хизбулла» назвала «атакой на них», — это инцидент, произошедший 7 мая 1991 года в районе Идил города Шернах. Вооруженная группа подошла к дому, где находился Салих Карааслан, и просит их пройти с ним и поговорить с ним. Карааслан прячется. Его мать Хайрие и отец Сабри говорят, что не отдадут своих детей. Боевики тут же врываются в дом, открывают огонь, и убивают мать и отца. Они убили также и ребенка, члена семьи. «Хизбулла» обвиняет в этом инциденте РПК. А 3 декабря 1991 года боевики «Хизбуллы» убили Микаила Байру, 60-летнего отца 6 детей сирийского происхождения. Мухаммет Ата Зенгин и Менаф Билгич, убившие Байру, попытались скрыться с места преступления. Зенгин был убит спецназом, Билгич с ранениями был арестован.

Хизбулла признавалась в убийствах

«Хизбулла» признала убийство и утверждала, что это было сделано из мести семьи Карааслан. Мехмет Шериф Карааслан, член семьи Карааслан, также был убит неизвестными 28 декабря 1991 года в Идиле.

В результате показаний боевика Кёльге, арестованного в Адане в ходе операции, начатой ​​против «Хизбаллы», 19 апреля 2002 года на вилле в Антепе была проведена эксгумация. В ходе эксгумации были извлечены разложившиеся трупы Салиха Карааслана, его брата Хамзы Карааслана и их дяди Али Карааслана, состоявших ранее в «Хизбулле». Кёлге позвонил домой Салиху Карааслану, сообщив, что Салих Карааслан был убит за то, что нарушил решение организации, женившись на женщине по имени Озгюр Эльмас, и что его брат и ребенок дяди также были убиты.

Иса Аксой, участвовавший в убийствах, забрал ребенка

Кёльге признался, что женщина по имени Озгюр Эльмас вместе с тремя другими людьми была убита в 1998 году и что тела были закопаны в поле на дороге Мараш. Не было никаких данных о судьбе сына Озгюр Эльмас Гекхана, которому 8 лет. Боевик Кёлге объявил, что мальчика по имени Гекхан забрал с собой боевик Иса Аксой, лично участвовавший в убийствах. Кёльге был приговорен к пожизненному заключению с отягчающими обстоятельствами за десятки убийств. Однако он был освобожден в соответствии с законом о «длительном сроке содержания под стражей», принятым ПСР.