Возвращение Оджалана
Турецкое государство, имеющее возможность наиболее эффективно воздействовать на пребывающего в заключении Оджалана с точки зрения физических условий, тем не менее, не сумело его сломить.
Турецкое государство, имеющее возможность наиболее эффективно воздействовать на пребывающего в заключении Оджалана с точки зрения физических условий, тем не менее, не сумело его сломить.
Условия изоляции длиной в четверть века все равно не позволили разрушить философские мосты между лидером курдского народа и его организацией.
Далее приводится перевод статьи социолога Селима Ферата, опубликованной во вторник для Yeni Özgür Politika, слегка отредактированный для уточнения.
Селим Ферат
За несколько дней до 4 апреля, празднования дня рождения Абдуллы Оджалана, Ассоциация адвокатов за свободу в Турции призвала прекратить содержание в изоляции курдского национального лидера в тюрьме Имралы.
Попутно выдвигая требования о закрытии тюрьмы F-типа на острове Имралы, ассоциация обратилась с призывом ко всем кандидатам в президенты на предстоящих в Турции выборах, которые состоятся 14 мая.
Прошло почти четверть века с тех пор, как Оджалан был впервые помещен в заключение в тюрьму на острове Имралы.
Почти три четверти века прошло с тех пор, как он родился 4 апреля 1949 года.
Если считать первым организационным собранием встречу, на которой возникла идея создания Рабочей партии Курдистана, ту, что состоялась на берегу водохранилища над плотиной Чубук в провинции Анкара на Науроз (курдский новый год) 1973 года, то с тех пор прошло полвека.
Между рождением Оджалана и 1973 годом, когда он впервые объявил о своей идее организации, прошло четверть века.
Но зачем я все это пишу?
Если рассматривать жизнь Оджалана как анализ времени в малом масштабе, то за основу фундаментальных изменений нужно взять как минимум четверть века.
И я не думаю, что это совпадение.
Из продолжающихся кампаний за «освобождение Оджалана» мы узнаем, что в следующие четверть века может появиться еще одна возможность для перемен.
Зилан Айдын, боец Союза свободных женщин «Стар» (ССЖ «Стар»), говорит: «Наш лидер содержится в изоляции в Имралы в тяжелейших условиях уже 25 лет. Мы заявляем, что физически освободим нашего лидера. В зонах обороны Мидия оказывается великое сопротивление*. Мы будем продолжать расширять нашу борьбу, чтобы обеспечить нашу свободу в этом веке». Правильно рассматривать это заявление как продолжение биографии организации только в одном смысле.
Это связано с тем, что понятие нации, которую мы рассматриваем как политическое население, включает в себя и самообороняющееся население.
Партизаны, которые подчеркивают, что своими корнями самооборона уходит в свободолюбивые горы Курдистана, лучше нас отмечают, что эти корни распространились и на города, по крайней мере, со времен Новой резни в Джизре в 1992 г.**.
Согласно действующему международному праву, Оджалан незаконно содержится под стражей с тех пор, как 12 мая 2005 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал судебный процесс против него несправедливым.
В связи с этим не исключено, что невозможно рационально осмыслить это содержание под стражей, которое само по себе иррационально.
Я считаю, что утверждение о том, что Оджалан находится в заложниках у Турции, является весьма точной оценкой.
Государство, которое имеет возможность наиболее эффективно разыграть карту Оджалана в плане физических условий его содержания, тем не менее, не смогло сломать ему хребет.
Условия изоляции за четверть века заключения все еще не позволили разрушить философские мосты между Оджаланом и его организацией.
Если начинать с предпосылок данного явления, то они в том, что колонизаторы не понимают язык колонизируемых:
Те, кто переводил язык Оджалана, были его товарищами, которые были с ним физически на протяжении более четверти века.
И нынешняя ситуация:
Популярно мнение, что социальное и национальное освобождение Курдистана будет освобождением Оджалана.
Однако условия для свободного общения Оджалана с общинами в Курдистане и Турции, – а все чаще и на Ближнем Востоке, – могут стать возможными еще до абсолютного освобождения.
Послушайте слова Лутфии Силеман, сопредседательницы районного совета Серана в контролируемой курдами северо-восточной Сирии, одной из тех, кто посадил 100 деревьев в Кобане во имя физической свободы Оджалана: «Мы сделаем все возможное, чтобы положить конец изоляции и обеспечить физическую свободу лидера Абдуллы Оджалана».
В день рождения Оджалана в этом году Демократическая партия регионов (ДПР), Демократическая партия народов (ДПН) и Движение свободных женщин (ДСЖ) посадили саженцы на месте исторического дворца Ишакпаша в районе Догубейазыт (Базод) провинции Агры (Агири) на востоке Турции.
С какой стороны ни посмотри, существует большая вероятность возвращения Оджалана, спустя полвека после его первого появления в 1973 году; для тех, кто ждал этого, имея за плечами накопленный за 50 лет опыт, это будет новая и неожиданная встреча...
* Регион под контролем РПК на севере Ирака.
** Резня 1992 года на демонстрации в честь праздника Науроз в Джизре района Ширнак (Ширнах), где преобладает курдское население, стала исторической в борьбе курдского народа. По официальным данным, тогда силами безопасности было убито 57 человек, хотя другие источники утверждают, что погибших было около 100.