За последние дни в Турции были арестованы более 230 представителей гражданского общества, и в их числе оказались десять работников масс-медиа. Один из них – журналист Эрдоган Алаюмат, который столкнулся с обвинениями из-за своих статей в ежедневной газете Yeni Özgür Politika. В интервью ANF его друг и коллега Хайри Тунч прокомментировал репрессии против работников прессы, сказав: «Этими арестами и репрессиями государство дает понять журналистам, что если они «на стороне правды», то они против власти».
Тунч сообщил, что Алаюмат проработал у него 15 лет и подвергся унижениям после задержания, в том числе личному досмотру с раздеванием. По словам Тунча, он часто работал с Алаюматом в различных регионах Турции и Северного Курдистана. Будучи известным журналистом, придерживающимся профессиональных принципов, он неоднократно становился объектом репрессий. Поэтому политическое преследование со стороны главной прокуратуры Эскишехира не было случайностью. Несколько месяцев назад Алаюмат уже был арестован подобным образом, но заявил, что никакие судебные репрессии не заставят его прекратить информировать общество о происходящем в стране.
«Государство хочет создать образ «благоразумного журналиста»
«Сигнал, который государство посылает этими арестами, ясен: «Если вы работаете в масс-медиа, вы должны быть такими журналистами, какими мы хотим вас видеть». В этой идее и заключается суть проблемы. Власти пытаются создать условный образ «благоразумного» журналиста», – сказал Тунч, добавив, – «Мы не государственные корреспонденты. Мы не позволим правящему страной режиму загнать нас в рамки. Мы не связаны ни с каким центром власти. Наша профессия – журналистика, и мы выполняем свой профессиональный долг в соответствии с принципами, которым нас учили наши учителя. У нас есть принцип всегда добиваться правды. Мы – голос тех, кто лишен возможности говорить. Когда в стране применяются пытки, когда нарушаются права граждан, мы рассказываем об этом. Именно так поступали Эрдоган Алаюмат и другие наши арестованные коллеги. Они постоянно становятся мишенями преследований, потому что не являются «благоразумными журналистами», не укладываясь в пожелания государственных органов к работникам прессы».
В ходе расследования не было выдвинуто никаких других обвинений, кроме журналистской деятельности арестованных.
«Либо на стороне правительства, либо на стороне народа»
Тунч подчеркнул, что журналистика должна выбирать сторону: «Либо вы на стороне правительства, и тогда вы игнорируете нарушения прав граждан, либо вы на стороне народа и сообщаете об этих проблемах. Эрдоган [Алаюмат] занял сторону людей. Он был голосом народа – тех граждан, чьи дома в Фикиртепе были снесены из-за джентрификации, тех продавцов мидий, которые торгуют на улицах, тех людей в Икизкёе, где был уничтожен лес. Он был голосом мусорщиков – сборщиков макулатуры.
Мы провели месяц в Хатае, одном из городов, наиболее пострадавших от землетрясения, вместе с моим товарищем и соратником. Мы с Алаюматом видели, как страдают люди. Должны ли мы были видеть эти страдания, но ограничиться лишь пересказом заявлений властей? Мы не могли так поступить. Мы пережили всё, что наблюдали там, лично, мы увидели боль, гнев и одиночество людей, брошенных в зоне землетрясения. Как я только что сказал, вы либо принимаете объяснения правительства и пересказываете заявления госчиновников, либо пишете о том, что видите своими глазами, даже вопреки объяснениям властей. Пока мы вели репортаж из района землетрясения, мы тоже голодали. Мы оказались в тех же условиях, испытали тот же холод, столкнулись с нехваткой гигиенических средств, что и люди, которые там жили. Мы не могли игнорировать их положение. Ни наша человечность, ни наше отношение к случившемуся не позволили бы нам этого.
Именно поэтому сегодня мы являемся мишенью давления. Мы на стороне народа, а государство посылает нам отчетливый сигнал: «Если вы не на нашей стороне, вы будете наказаны». Мы не сдадимся в этой борьбе, потому что мы научились этому у людей, которые были нашими учителями. Мы не учились у людей, которые пишут новости, сидя за своим столом. Мы не учились у тех, кто повторяет заявления государства, как непреложную истину. Государство что-то утверждает, а мы пошли посмотреть, что говорят люди на улице. Мы встали на сторону правды. Государство считает, что это делает нас оппозицией».
«Провальная политика правительства»
Подводя итоги, Хайри Тунч сказал: «Репрессии, аресты и задержания не смогут остановить журналистов. Я тоже сидел в тюрьме, но, выйдя на свободу, продолжил делать свою работу. Репрессии со стороны правящего Турцией режима – не что иное, как неудачная политика неудавшегося правительства. Цель недавних демаршей – запугать работников свободной прессы».