Европа

Томас Шмидт: Турция нарушает права человека изоляцией

Генеральный секретарь юридической ассоциации ELDH Томас Шмидт заявил, что турецкое правительство нарушает как международные правовые нормы, так и свои собственные законы, применяя дискриминационную изоляцию в тюрьме на Имралы.

Томас Шмидт, генеральный секретарь Европейской организации адвокатов за демократию и права человека (ELDH), заявил в беседе с ANF, что Турция дала достаточно оснований для начала процедуры проверки нарушений правовых норм, и добавил, что в этой ситуации Совет Европы и его институты должны использовать возможности, предоставляемые законами и международными соглашениями, против Турции.

Более 1500 адвокатов и юридических учреждений по всему миру подписали открытое письмо, направленное 16 сентября в Министерство юстиции Турции по поводу ситуации с курдским лидером Абдуллой Оджаланом. Подписанты обратили внимание на тот факт, что Оджалану, а также другим заключенным тюрьмы на Имралы – Омеру Хайри Конару, Хамили Йылдырыму и Вейси Акташу, – не позволяют увидеться со своими адвокатами, что противоречит закону. Шмидт входит в число подписантов этого обращения.

На данный момент Абдулла Оджалан содержится в тюрьме строгого режима типа F на острове Имралы. Он попал туда в 1999 году, и от него не поступало никаких известий уже 43 месяца.

Подписанты просят организовать визит на Имралы и предоставить Оджалану возможность встретиться со своими адвокатами.

Шмидт заявил, что встречи с адвокатами были запрещены без каких-либо законных оснований, и подчеркнул, что «Абдулле Оджалану не разрешают видеться с командой защиты начиная с 7 августа 2019 года. Вейси Акташ, Хамили Йылдырым и Омер Хайри Конар не имеют возможности встречаться со своими адвокатами с 2015 года, со дня, когда они были переведены в пенитенциарное учреждение на острове Имралы».

Дискриминационная изоляция

Шмидт отметил, что ситуация на Имралы была охарактеризована юристами всего мира, как особая дискриминационная форма изоляции. Он указал на позицию ЕКПП, вынесшего предупреждение по этому вопросу, и сказал: «Таким образом, очевидно, что одиночное заключение само по себе создает потенциальную угрозу с точки зрения запрета пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Эту ситуацию также прокомментировал бывший специальный докладчик ООН по вопросам пыток, профессор Нильс Мельцер».

Нарушение всех законов и норм

Шмидт подчеркнул, что Правила Манделы, обновленные в 2015 году, определяют одиночное заключение как «содержание заключенных в течение 22 часов или более в день без значимого человеческого контакта» и добавил, что это минимальный стандарт правил ООН. Отметив, что одиночное заключение может применяться только в исключительных случаях и что «длительное» одиночное заключение, длящееся более 15 дней подряд, считается одной из форм пыток, Томас Шмидт сказал: «Запрет на посещение тюрьмы на Имралы адвокатами политзаключенных очевидным образом нарушает Минимальные стандартные правила ООН по обращению с узниками (Правила Нельсона Манделы). Нарушает он и рекомендации ЕКПП и национальные правовые нормы Турции об исполнении наказаний (Закон № 5275). Государства обязаны обеспечить, чтобы задержанные и осужденные могли пользоваться своими правами независимо от их личностных черт и характера вынесенного им приговора. Этот запрет также представляет собой явное нарушение прав и привилегий адвокатов, изложенных в Основных принципах ООН, касающихся их роли, – в частности, в Основных принципах 8 и 16».

Европейские институты должны принять меры против Турции

Шимдт заявил, что правовые требования, озвученные в рамках международной кампании «Свободу Абдулле Оджалану – политическое решение курдского вопроса», законны и должны быть выполнены. Собеседник ANF добавил: «В сложившейся ситуации Совет Европы, государства-члены и ЕКПП в частности должны использовать возможности, предоставленные им законом и международными соглашениями. Турция успела дать достаточно оснований для возбуждения дела о нарушении правовых стандартов. Речь идет не только о праве адвокатов на встречу с г-ном Оджаланом. Речь также идет о криминализации мирных политических движений курдского народа в Турции. Речь идет о праве всего населения Турецкой Республики на мирное завершение этого давнего конфликта. То, что господин Оджалан мог сыграть важную роль в мирном урегулировании, доказали переговоры, которые были прерваны турецким правительством».