Турция

Науроз Уйсал: совет Европы и ООН «не предпринимают действий» в отношении Оджалана

Адвокат одного из самых широко обсуждаемых заключённых в Турции изо всех сил пытается добиться отмены суровых условий заключения своего подзащитного, находящегося в тюрьме на острове Имралы, которого ей не позволяют даже навестить.

29 июля представители четырёх НПО Турции обратились с прошением в Комитет министров Совета Европы с просьбой срочно пересмотреть ситуацию относительно давно ожидаемого выполнения постановления Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) о приведении в исполнение приговоров к пожизненному заключению с отягощающими обстоятельствами в Турции.

Науроз Уйсал (вместе со своими коллегами из адвокатского бюро Асрина) многие годы являлась адвокатом курдского национального лидера Абдуллы Оджалана, который был приговорён в 1999 году в Турции к пожизненному заключению с отягчающими обстоятельствами, и пребывает в заключении в тюрьме на острове Имралы, что находитсяв Мраморном море.

В своих попытках поднять вопрос об условиях одиночного заключения Абдуллы Оджалана и добиться обсуждения этого вопроса защитниками прав человека, как на национальном, так и на международном уровне. Адвокаты также приняли участие в подаче прошения в Совет Европы и внимательно следили за его ходом. Онирассматривают режим одиночного заключения Оджалана, как условия «жёсткой изоляция», лишающие заключённого возможности встречаться со своими адвокатами и родственниками.

Относительно решения Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ), касающегося пожизненного заключения с отягчающими обстоятельствами, Уйсал сказала: «Европейский Суд по правам человека постановил, что пожизненное заключение индивидуума с невозможностью условного освобождения, а также лишение его прав на социализацию и возможности когда-либо принимать участие в общественной жизни и поддерживать связь с обществом, является актом бесчеловечности и нарушением запрета на пытки». 

Она заявила, что Комитет министров является основной структурой, ответственной за   соблюдение решений, принятых ЕСПЧ. 

«Проследить за приведением в исполнение этого решения является задачей Комитета министров Совета Европы. В 2014 году ЕСПЧ было принято решение по делу Оджалана, но, несмотря на то, что дело было уже представлено Комитету на рассмотрение, с тех пор так и не было принято никаких мер».

Адвокаты Абдуллы Оджалана ежегодно с 2015 по 2018 год подавали прошения, касающиеся этого вопроса. «С тех пор мы неоднократно заявляли, что положениегосподина Оджалана является не личным вопросом, а имеет отношение к политической реакции со стороны властей. Сотни людей в Турции являются жертвами подобной реакции, и Комитету следует принять на рассмотрение решение ЕСПЧ и срочно установить наблюдение за Турцией».

Уйсал также отметила, что в своём последнем прошении четыре НПО Турции обращаются к Комитету министров с требованием принять к рассмотрению это дело, которое вот уже семь лет остаётся без внимания, и срочно включить его в планы своих обсуждений. 

«Основным требованием, с которым члены четырёх неправительственных организаций Турции обращаются к Комитету, является требование подойти с беспристрастностью к изучению проблем Турции и других стран, которые, согласно принятому ЕСПЧ решению, выступают как нарушители прав человека. Они также требуют принять во внимание все решения, принятые ЕСПЧ в пользу господина Оджалана, и проследить за тем, чтобы Турция внесла необходимые поправки в своё законодательство».

«Что касается условий тюремного заключения господина Оджалана, то приговор кпожизненному тюремному заключению с отягчающими обстоятельствами, сам по себе является беззаконием. И то, как этот приговор приводится в исполнение в Турции,выходит за рамки всяких нарушений закона. Это означает, что режим, который применяют к заключённым в тюрьме на острове Имралы, является даже не бесчеловечным, а сверхбесчеловечным», - сказала Уйсал.

Уйсал отметила, что дело и статус Абдуллы Оджалана находятся за рамками юридических обсуждений, поскольку решения суда, принятые по отношению к нему, были продиктованы политическими мотивами. «Здесь дело не в судебном процессе, а в действиях, продиктованных местью и политическими интересами. И, к сожалению, Совет Европы, Комитет министров и соответствующие комиссии ООН не предпринимают никаких мер, кроме того, что упоминают об этом деле в своих ежегодных отчётах».