В первой части интервью Мурат Карайылан, главнокомандующий Народными силами самообороны (НСС) – вооруженного крыла Рабочей партии Курдистана (РПК), ответил на вопросы Medya News о недавних вторжениях турецких военных в иракский Курдистан и предполагаемом использовании Турцией химического оружия против бойцов РПК.
Во второй части интервью Карайылан затронул различные темы – начиная от политического отношения западных государств к курдскому вопросу и криминализации РПК до отношений РПК с международными революционными кругами.
– В опубликованном в августе всепартийном парламентском отчете Великобритании отмечается: «До сих пор ни один европейский или международный суд не установил, что Рабочая партия Курдистана отвечает пунктам, предъявляемым к террористической организации, или что этот перечень применяется на законных основаниях...» Ожидаете ли вы каких-либо изменений в политике ЕС и США в отношении криминализации РПК?
– Большое спасибо за этот вопрос. Ни в Европе, ни в других странах мира ни один суд никогда не выносил вердикт о том, что РПК совершила террористический акт. Таких действий со стороны РПК никогда не было, потому что РПК не является террористической организацией. Напротив, сегодня турецкое государство совершает террор в Курдистане. РПК ведет законную оборону против оккупационного фашистского турецкого государства. Наш народ защищается, чтобы сохранить свое существование, язык и культуру, и РПК является законным защитником нашего народа.
Если бы Великобритания или Франция были оккупированы иностранной державой и язык и культура их народов были бы запрещены; если бы все богатства народа были вырваны из рук; если бы их исторические ценности были запрещены, что бы сделали, жители Франции и Британии? Естественно, сопротивлялись бы и защищались. Курдский народ делает то же самое; он сопротивляется. НСС – это законная сила, которая взяла на себя ответственность за защиту курдского народа. РПК и ее лидер Абдулла Оджалан являются политическими выразителями интересов курдского народа. Такова реальность, все остальное не отражает истины. Но США и Европейский Союз внесли РПК в список террористов ради своих собственных политических и экономических интересов.
Что произойдет, если эти государства исключат РПК из списка террористов? Скорее всего война закончится и начнется новый процесс. Такой процесс оказал бы влияние на захватчиков (Турцию, Иран, Ирак и Сирию). Предположительно, такой процесс привел бы к прекращению войны. Если США и Европейский Союз честны, если они не хотят, чтобы курды подвергались массовым убийствам со стороны этих захватнических государств (Турции, Ирана и т.д.), если они хотят, чтобы курды жили свободно, эта несправедливость, совершенная по отношению к курдам в лице РПК и Абдуллы Оджалана, должна быть остановлена. Эти государства поддерживают войну этим решением, которое они приняли против нас. По сути они поддерживают преследования в Курдистане.
Официально эти государства поддерживают Турцию. Оказывая эту поддержку, эти государства также являются партнерами Турции по терроризму. Здесь мы обращаемся к ним: со времен Лозаннского соглашения (1923 год) вы поступаете несправедливо по отношению к курдскому народу – прекратите эту несправедливую и ошибочную политику. Борьба курдского народа – это законная борьба. Не называйте эту законную борьбу «терроризмом». Прекратите эту несправедливую политику. Не будьте партнерами в массовых убийствах, совершаемых в Курдистане.
Это наш призыв к Европейскому Союзу и Соединенным Штатам Америке. Эти государства поощряют угнетателей курдов, оказывая им поддержку. Они прямо или косвенно поддерживают захватчиков и поэтому закрывают глаза на трагедии в Курдистане. Вот почему мы обращаемся к этим государствам: измените свои ошибочные и несправедливые решения. Сто лет наш народ сопротивлялся этим несправедливым и ошибочным решениям. Поймите это и откажитесь от этой несправедливой политики. Это мой призыв.
– РПК стала источником бесчисленных научных статей, посвященных понятиям «терроризм», «вооруженная освободительная борьба», «партизанская война» и т.д. Как бы вы объяснили политическую линию и мотивы РПК международной аудитории, которая не совсем знакома с вашим движением?
– Прежде всего эта правда должна быть известна. Наш народ, народ Курдистана, является древнейшим народом Ближнего Востока и Месопотамии. Но когда Ближний Восток перекраивался, существование курдского народа начало отрицаться, и это отразилось в Лозаннском договоре 1923 года. Земля Курдистана была разделена между четырьмя государствами. Это была большая несправедливость. Наш народ, который сопротивлялся этому на протяжении ста лет, не сдался. Но захватнические государства совершали очень жестокие расправы над нашим народом. С тех пор в Курдистане происходили большие трагедии. Проводилась политика геноцида, происходили массовые убийства. Наш народ столкнулся с геноцидом.
В 1970-х годах, когда подобная политика проводилась в северном Курдистане, молодой курд Абдулла Оджалан, выходец из бедной семьи, учился в университете в одном из турецких городов, где он непосредственно столкнулся с жестокой реальностью. В лице курдского народа было растоптано человеческое достоинство. Те, кто видел и понимал эту реальность, не могли молчать. Если бы они молчали, они бы отвернулись от человеческих ценностей. Абдулла Оджалан не отвернулся от страданий своего народа.
В то время часть сознательной курдской молодежи сформировала группу – это произошло в 1973 году. Группа с того дня решила бороться за освобождение курдов. Но турецкое государство было членом НАТО, и по этой причине все страны НАТО поддерживали Турцию против борьбы курдов. НАТО также смотрело на курдский вопрос глазами Турции. Вот почему там назвали РПК «террористической организацией».
Премьер-министр Швеции Улоф Пальме был демократом. Он поддерживал все либертарные организации. В 1985 году на него было совершено покушение. Было заявлено, что это убийство совершила РПК. Почему? Потому что кто-то хотел представить борьбу за свободу курдов как терроризм. Но со временем стало ясно, что РПК не совершала этого убийства. Люди должны знать эти факты.
Турецкое государство никогда не боролось против нас в одиночку – ему всегда оказывали поддержку страны НАТО. Турция продолжает вести эту войну против нас. Мы хотим реализации наших прав и законной справедливости. Мы не конфисковывали ничье имущество. Мы боремся против тех, кто конфисковал нашу собственность. Мы требуем соблюдения прав человека для нашего народа. Несмотря на это, силы НАТО всегда поддерживали Турцию.
9 октября 1998 года был создан межгосударственный план против лидера курдского народа Абдуллы Оджалана. Этот план был реализован под руководством США. Они захватили Оджалана и передали его Турции. Каковы были их цели? Их целью была полная ликвидация курдского освободительного движения. Однако Абдулла Оджалан действовал изобретательно в темнице Имралы (т.е. в тюрьме) и, несмотря на все трудности, сорвал этот межгосударственный план.
Абдулла Оджалан выступил с новой парадигмой. Он сформировал и представил свою демократическую, экологическую парадигму, в центре которой находились права женщин. Таким образом, он не только открыл путь для обновления и расширения РПК, но и предложил решение проблем народов Ближнего Востока. Он также выдвинул демократическую, социалистическую программу для мира, сбившегося с пути в капиталистической современности. Он придумал новую теорию продвижения «демократической современности». Это дало нам новую перспективу.
Таким образом, борьба курдского народа стала более жизнеспособной, а Абдулла Оджалан показал, что у него есть важный проект для народов Ближнего Востока. Он представил «демократическую современность» как альтернативную модель для народов мира. Этим проектом Абдулла Оджалан и курдский народ ответили на межгосударственный заговор, который хотел их ликвидировать. Этот проект позволил РПК разрастись. Борьба за свободу курдского народа теперь охватила арабов, ассирийцев, армян, турок, персов и многие другие народы.
По этой причине РПК также борется за свободу, демократию и социализм. РПК борется за все народы, женщин и демократию. Политика РПК на Ближнем Востоке пошатнула старую сепаратистскую политику. РПК открыла новый путь на Ближнем Востоке. История РПК – это история сопротивления народов капиталистической современности и того, как она превратилась в народное сопротивление.
– В начале этого года сотни европейских правозащитников объединились в рамках мирной инициативы, чтобы противодействовать войне между курдами. Но они столкнулись с сильным давлением со стороны своих правительств, особенно в Германии. Как вы оцениваете эту кампанию криминализации в западном мире, связанную с курдским вопросом?
– В течение последних 150 лет Германия традиционно оказывала поддержку сначала Османской империи, затем Турецкой республике против курдского народа. Немецкое государство сыграло свою роль в политике геноцида, в том числе во время геноцида армян, и в целом в политике, направленной против курдов и анатолийских греков. Теперь свою роль играет не только Германия, но и НАТО. Как я уже говорил, курдский народ требует только своих естественных прав и ничего больше. Они просят право на существование. Это их естественное право. Они имеют право свободно жить на этих землях. Они имеют право жить со своим языком и своим культурным наследием.
К сожалению, Германия и многие другие европейские государства и члены НАТО пытаются скрыть этот факт ради собственных экономических и политических интересов, и не только закрывают глаза на притеснения курдского народа, но и активно поддерживают турецкое государство. Таким образом, они являются соучастниками массовых убийств, совершаемых в Курдистане. Это правда.
Многие наши друзья, интернационалисты в Германии и других европейских странах, те, кто пытается нас поддержать, также подвергаются давлению. Это империалистическая политика, основанная на их интересах. Она игнорирует угнетенные народы и классы и действует только в интересах гегемонии. Это неэтично. При этом они говорят, что они демократы! Они говорят, что защищают права человека! Но они все равно становятся частью насилия в Курдистане. Наш народ, конечно, все еще обращается к этим державам с надеждой: «Не будьте жестокими. Не будьте частью этих геноцидных нападений». Это то, чего ожидает наш народ.
Но Германия сейчас делает именно то, о чем вы сказали. Она действует несправедливо и незаконно. Турецкое государство недавно нарушило международные законы. (...) Пытки, которым сегодня подвергается наш лидер Абдулла Оджалан на Имралы, не имеют никаких международных правовых оснований. Политика абсолютной изоляции проводится таким образом, что наш лидер Оджалан не может даже думать, его разум перестает функционировать. Вот для чего им необходимо строгое одиночное заключение.
И эти государства сыграли свою роль в похищении нашего лидера Апо и в передаче его Турции. Они сыграли свою роль в создании системы изоляции на Имралы. Они являются партнерами, все это происходит с их ведома. Поэтому очевидно, что наш народ ожидает, что этой несправедливости придет конец. Жестокость, совершаемая на Имралы, совершается против всего Курдистана. Наш народ ведет борьбу против этой несправедливости с большой политической волей. И мы надеемся, что курдское дело свободы восторжествует при поддержке интернационалистов и всех людей, выступающих за демократические принципы и права человека. Потому что это справедливое дело.
В настоящее время они пытаются ликвидировать РПК. РПК не может быть ликвидирована, потому что РПК – это народ. Как они ликвидируют народ? Чего хочет РПК сегодня? Она хочет того же, чего хочет любой сельский житель, рабочий или даже капиталист в Курдистане. РПК представляет требования курдского народа. Народ хочет жить на этих землях в свободе, со своим богатым наследием и языком. Они борются за это. И если эти государства говорят, что они современные и выступают за свободу, то они должны изменить свою извращенную политику.
– Революционные круги, которые борются за политические перемены в пользу народа, на протяжении многих лет внимательно следят за борьбой Рабочей партии Курдистана, борьбой за свободу курдского народа в целом и, в частности, за недавними событиями в Рожаве. Многие люди и группы присоединились к борьбе курдов и проявили интернационалистскую солидарность. Что бы вы хотели сказать людям, ведущим эту борьбу?
– Я приветствую товарищей, которые приехали в Курдистан с сильными чувствами интернационализма, которые боролись против фашизма и политики геноцида, которые присоединились к борьбе за свободу нашего народа и оказали поддержку. Я приветствую их и отдаю им честь с уважением. Как вы, наверное, знаете, у нас есть друзья, которые пришли в наши ряды и пали героической смертью. Я отдаю дань уважения всем мученикам-интернационалистам в лице наших друзей Ронахи, Андреа Вольфа и Шияра, Якоба Раймера и с уважением склоняюсь перед их памятью.
Приехать из Германии или какого-либо другого уголка мира, чтобы выразить солидарность с курдским народом, и умереть героической смертью – это действительно очень гуманный поступок, поступок, делающий честь человечеству. Это очень высокое звание. Мы обещаем, что возвысим борьбу и осуществим их цели и надежды, поскольку мы представляем их мечты. Есть люди и группы, которые поддерживают нашу борьбу. Для нас это нечто священное.
С другой стороны, участие левых в целом или групп, причисляющих себя к социалистическим или демократическим движениям, является недостаточным. Они не поддерживают борьбу в Курдистане в той степени, в какой нам бы этого хотелось. Они довольно далеки. Солидарность, ожидаемая от таких движений, еще не возросла. Борьба в Курдистане сегодня – это не только борьба курдов за свободу, но и борьба всех народов.
Сегодня в Курдистане представлен новый путь. Это и борьба угнетенных классов и народов, и применение правильных методов партизанами XXI века, которые будут использованы в борьбе за свободу против гегемонистских сил в Курдистане, Сирии и других местах на Ближнем Востоке. Поэтому мы ожидали, что социалистические организации окажут большую поддержку по всему миру, и мы не думаем, что пока получили достаточную поддержку.
Например, идеи и парадигма, разработанные нашим лидером Абдуллой Оджаланом, потрясли догматические устои Ближнего Востока, особенно благодаря его видению освобождения женщин и его концепции демократической нации. Это разрушило старые стены и создало основу для революционной ситуации. Мир не беспомощен перед капиталистической современностью. Он сформулировал решение. Его концепция демократической современности и видение новой альтернативы положили начало новой политической волне. Это борьба за демократический социализм, борьба народов, борьба за свободу. На самом деле это борьба за новую жизнь. Это вдохновляющие и очень важные вопросы. Поэтому ожидается, что демократические, социалистические движения окажут большую поддержку курдскому народу, этим идеям.
Оккупационные силы совершают нападки на эти инициативы. Сегодня турецкая оккупация опирается на фашистский режим, возглавляемый коалицией Партии справедливости и развития (ПСР), Партии националистического движения (ПНД) и бандами «Эргенекона». Они пытаются победить борьбу народа за свободу. Они планируют, они мечтают уничтожить нас, чтобы продолжить свое правление. Они планировали уничтожить нас, оккупировать иракский Курдистан и провести выборы в ноябре и продолжить свое фашистское правление. Но мы, партизаны Оджалана и народ, как активисты демократической политики и как все сопротивляющиеся заключенные с Оджаланом во главе, находимся в авангарде сопротивления. И мы разбили волну фашизма.
Они не могли провести выборы в этом году, потому что они не смогли уничтожить нас. Сегодняшнее сопротивление предназначено для человечества. Оно для народов всего региона. Оно ломает фашистскую волну гегемонистских держав на Ближнем Востоке и прокладывает путь для борьбы народов за свободу и демократию. Мы вносим свой вклад в развитие человечества через эту новую революционную волну. И у нас есть ожидания, особенно от социалистических и демократических движений; от организаций, защищающих права человека. Но, к сожалению, они, похоже, больше прислушиваются к голосу истеблишмента.
Международные СМИ находятся под контролем гегемонистских держав, и они обычно отдают должное контролируемым правительством СМИ Турции. И поэтому они закрывают глаза на реалии великой борьбы и сопротивления в Курдистане, осуществляемой курдским народом. Великое сопротивление, которое играет важную роль для человечества, остается незамеченным. И солидарность не возрастает так сильно, как ожидается.
Мы продолжаем говорить, что реальность Курдистана, созданная под руководством Абдуллы Оджалана, более велика. Она показывает путь прочь от варварства капиталистической современности; путь к свободе и демократии. Вот за что идет борьба. Сегодня мы боремся за это в горах Курдистана. Например, турецкое государство недавно применило против нас химическое оружие. Возможно, гегемонистские державы знают об этом, и, возможно, некоторые из них даже оказывают поддержку турецкому государству. Они прикрывают его спину.
Это фашистское государство, которое пытается продолжать угнетать Курдистан и турецкий народ. Возможно, гегемонистские державы закрывают на это глаза, но социалистические, демократические движения, движения, защищающие права человека, должны выступить против этого и оказать этому огромное сопротивление. Турецкое государство совершает преступление против человечества. Оно использует запрещенное оружие. Мы ожидали большей общественной реакции, но этого не произошло.
Тем не менее у нас все еще есть надежда и вера. Мы – движение, которое прежде всего полагается на себя. Мы полагаемся на силу народа. Мы не ждем, что кто-то прикроет нам спину. Нас поддерживают наши собственные силы, дружба народов и интернационалисты.
Мы верим, что наша борьба за свободу, демократию и равенство увенчается успехом под руководством женщин и молодежи, и в конечном итоге она получит всемирную поддержку, которой заслуживает. Мы обязательно одержим победу над гегемонистским фашизмом при поддержке революционной международной солидарности. Мы поднимем флаг свободы и демократии в Курдистане. И это новый призыв к народам Ближнего Востока и всего мира. Это новый путь.
С такими надеждами я благодарю вас за эти вопросы и желаю вам успеха.