Курдистан

Ферида Шенгали: забывать о геноциде — значит предавать историю езидов

«Забывать о геноциде — значит предавать историю езидов», — сказала Ферида Шенгали, пережившая геноцид езидов, совершенный боевиками ИГИЛ в 2014 году.

В результате нападения террористов ИГИЛ* на Шенгал 3 августа 2014 года были убиты, похищены и перемещены тысячи людей. Некоторым семьям удалось спастись, а некоторые попали в плен или были убиты боевиками ИГИЛ.

Семья Фериды Шенгали, члена комитета по дипломатии Движения за свободу женщин Эзидхана (ДСЖЭ), была одной из езидских семей, попавших в плен к террористам ИГИЛ. Семья, живущая в деревне Дугур, трижды попадала в плен к боевикам ИГИЛ, но ей удавалось бежать от них, используя разные тактики. Ферида рассказала о том, что им пришлось пережить.

Перед рассказом она помянула тех, кто погиб во время геноцида. «Прежде всего, я чту память бойцов Народных сил самообороны Курдистана (НСС), Союза свободных женщин «Стар» (ССЖ «Стар»), Отрядов народной самообороны (ОНС) и Женских отрядов самообороны (ЖОС), которые погибли во время геноцида. Они пожертвовали собой ради спасения езидской общины, — сказала она. — Они спасли тысячи езидов, открыв гуманитарный коридор. Когда мы отправились в Рожаву, Отряды народной самообороны (ОНС) и Женские отряды самообороны (ЖОС) приветствовали нас».

«Мы видели, что пешмерга ДПК и боевики ИГИЛ были вместе»

Ферида Шенгали рассказала нам, как ее семья и она сама во второй раз бежали от боевиков ИГИЛ. «В первый раз мы попали в плен к террористам ИГИЛ в городе Рабия. Нам удалось сбежать от террористов и отправиться в горы Шенгал. На второй день геноцида многие люди, и мы в том числе, решили вернуться в свои деревни, а затем отправиться в Рожаву. Сначала ушли три семьи, а потом они сообщили нам, что благополучно добрались до Рожавы. Мы выехали из гор на 25 машинах. По дороге мы увидели людей в форме пешмерга. Мы думали, что пешмерга спасет нас. Несмотря на их предательство, мы думали, что они придут нам на помощь. Когда они преградили нам путь, мы увидели с ними членов группировки ИГИЛ. «Если у вас есть оружие или патроны, отдайте их нам», — сказали они нам. Мы спрятали свое оружие и не отдали пешмерга ДПК».

Затем члены ИГИЛ приказали людям следовать за ними. «Мама сказала брату, что если он найдет дорогу, которая приведет нас к свободе, он должен следовать по ней. Когда мой брат увидел безопасный путь, он поехал быстро. Члены ИГИЛ следовали за нами. Когда мы увидели школу, то выпрыгнули из машины. Мы думали только о том, чтобы не попасть в плен к ИГИЛ. У нашей соседки была шестимесячная дочь. Мать зажала ей рот рукой, потому что та плакала. Члены ИГИЛ искали нас повсюду. Мы увидели большой дом и маленький домик рядом с ним. Мы вошли в маленький. Я спрятала детей под кроватями и сказала им молчать, если они увидят членов ИГИЛ. Нам повезло, потому что террористы не вошли в этот дом. Мы были единственной семьей, которая не попала в плен к ИГИЛ».

«Я никогда не забуду»

Ферида Шенгали сказала, что никогда не забудет две вещи: «Предательство пешмерга ДПК и то, как партизаны спасли нас. Сообщество езидов никогда не должно забывать об этом. Забвение геноцида — это предательство истории езидов».

 Ферида Шенгали также рассказала о том, как партизаны спасли их. «Тысячи езидов нашли спасение в Западном Курдистане благодаря гуманитарному коридору, открытому партизанами. 7 августа 2014 года мы услышали, что партизаны направляются к дороге между деревнями Дугур и Дохла, и что они спасут нас. В то время один из моих братьев работал в Сулеймании. Он позвонил нам и сказал, что поддерживает партизан и они обязательно нас спасут, и мы впервые услышали о Рабочей партии Курдистана (РПК)».

«Я видела Агида Дживиана»

Через три дня они узнали, что партизаны рядом, но несколько пожилых матерей остались в деревне. «Мы не знали, то ли эти матери не хотели уходить из деревни, то ли их оставили родные. Несколько молодых людей пошли в деревню и привезли их. У нас была только машина на 21 человека, и нам предстоял долгий путь. Когда мы прибыли туда, то впервые увидели партизан. Их форма и оружие были другими. Я впервые увидел там Агида Дживиана. Он улыбнулся, увидев нас. Он был езидом из Африна и сказал нам, что они нас спасут. Герои Агид был первым партизаном, которого я увидел в своей жизни».

«Меня очень впечатлили женщины из отряда партизанок»

Ферида Шенгали также видела там шесть женщин из отрядов партизанок. «Там были и женщины, и мужчины. В небольшом доме вокруг партизан собралось много людей. Партизанки разговаривали с нами, давали нам еду и воду. Они подходили к нам с таким открытым сердцем, с такой сильной улыбкой. Я впервые увидела вооруженных женщин и подумала: «Как женщины могут носить оружие?» Это было очень интересно для меня. Мне это очень понравилось, я очень хотела, чтобы ко мне подошла партизанка и поговорила со мной. Я мало что понимала, потому что их речь немного отличалась от нашей. Партизанка знали, что мы голодны, а еды у нас с собой не было. Поэтому они подошли к нам и сказали, чтобы мы пришли и поели. В то время, когда мы боялись боевиков ИГИЛ, партизанка с оружием на плечах радовали нас своим смехом и смелостью. Они приветствовали всех, я и представить себе такого не могла».

* — террористическая организация, запрещена в РФ