3-го августа 2014 года ИГИЛ* атаковал Шенгал. Джихадисты устроили массовые убийства езидов, они похитили тысячи езидских женщин и детей. В то время как подконтрольная ДПК пешмерга покинула зону действий, мирные граждане, сумевшие спастись, были благополучно эвакуированы из региона через коридор, созданный Автономной администрацией северо-восточной Сирии, в итоге ИГИЛ был разбит. ДПК и правительство Ирака, оставившие езидов в трудное время, начали возводить стену, чтобы отрезать Шенгал от Рожавы. Депутатка от Демократической партии народов (ДПН) от Батмана Фелекнас Уджа дала интервью информационному агентству «Месопотамия», высказавшись по поводу мер, которые начали приводить в исполнение согласно «Шенгальскому соглашению», подписанному Эрбилом и Багдадом.
Попытки вторжения
Уджа утверждает, что стена, возводимая между Шенгалом и северо-восточной Сирией, должна отрезать езидов, подготавливая их таким образом к новым расправам. Член парламента от ДПН заявила, что попытка вторжения планировалась шаг за шагом, так как жители Шенгала взяли в регионе власть в свои руки, и что план начал воплощаться в жизнь, в частности через «Шенгальское соглашение», заключённое 9-го октября 2020 года между Региональным правительством Курдистана и центральным правительством Ирака. Они планировали вынудить жителей эвакуироваться, подписав это соглашение, однако план не сработал, и езиды остались дома. Когда Шенгал был освобождён от джихадистов в 2017 году, люди, которые нашли убежище в Башуре (Южный Курдистан), вернулись в Шенгал. После их возвращения Турция стала более интенсивно наносить авиаудары по центру города. После 2017 года произошло несколько нападений на езидские центры и даже на больницы. Соглашение от 9-го октября преследовало те же цели, однако оно не принесло им успеха.
План был сорван благодаря воле жителей Шенгала
Уджа подчеркнула, что, несмотря на жестокие нападки и наличие планов нового полноценного вторжения, люди не покинули Шенгал, а наоборот, стали подготавливать оборону, сказав следующее: «Люди не оставили Шенгал, им не удалось сломить волю народа. Напротив, жители Шенгала выступили решительно против соглашения, заявив: «Мы не оставим Шенгал, мы не позволим вам воплотить свои планы в жизнь». Таким образом удалось сорвать планы врага. Они хотели, чтобы в регионе не осталось езидов».
Они хотят разделить нас
Подчёркивая то, что сейчас езиды столкнулись с новой фазой и концепцией агрессии, проявляющейся в строительстве стены, Уджа продолжила: «Как вы знаете, в 2014 в Шенгале устроили массовые убийства. С огромными трудностями Отряды народной самообороны (ОНС) и жители Рожавы сумели открыть коридор из Шенгала в Рожаву. В то время как джихадисты обрушивались со всей своей силой, население и бойцы ОНС оказывали удивительное сопротивление. Тогда в результате нападений многие погибли.
Несмотря на все трудности, сотни тысячи езидов смогли выйти из Шенгала в Рожаву, в то время как некоторые добрались до Духока, пройдя через переход Семалка. Сотни тысяч езидов спаслись. Рожава сыграла важную роль в этом спасении. Когда проходы открылись, это спасло жизни людей, тысячи езидских женщин сумели избежать пленения. Силы самообороны Рожавы отважно сражались за Шенгал. Тогда не удалось разделить Шенгал и Рожаву. Боевые отряды и жители Рожавы услышали крик о помощи и ринулись спасать Шенгал. Чего они хотят добиться, строя эту стену? Они хотят подготовить новое нападение на Шенгал. Они думали: «Давайте изгоним езидов из Шенгала, пусть отправляются в Европу. Возможно, Европа примет их, они уйдут отсюда». Если в Южном Курдистане начнутся новые расправы, то центр Шенгала станет одной из целей. Они хотят гарантировать себе, что Рожава не сможет вновь прийти на помощь, когда Шенгал будет атакован».
Шенгал – цель для Казыми
Указывая на то, что нынешняя политика воплощается в жизнь премьер-министром Ирака Мустафой Аль-Казыми, Уджа напомнила о словах, сказанных ранее Казыми: «Мы изгоним ИГИЛ из Ирака и разместим боевиков в лагере рядом с Шенгалом», а также о руководителях и командующих Шенгала, которые были убиты в результате нападений, организованных правительством Ирака. Уджа подчеркнула, что Казыми всегда высказывается одним из первых по поводу любого вопроса, связанного с Шенгалом: «Им следовало бы решать проблемы, связанные с внутренним кризисом, президент так и не избран, правительство лишь предстоит сформировать, страна погрязла в экономических и политических проблемах, однако им это неинтересно. Шенгал, с другой стороны, обладает самым организованным в плане самообороны населением. Именно поэтому они подвергают его нападкам, их раздражает эта самоорганизация, готовность и способность населения защищать себя. Они пытаются нарушить покой Шенгала и разделить людей. Махмур – это одна из целей агрессии, Шенгал – другая. Мы видим, как Рожава и Шенгал постоянно подвергаются атакам. По какой причине? Они хотят, чтобы население покинуло свои дома. Именно поэтому они проводят сейчас такую политику, чтобы, если его снова атаковали, никто бы не отозвался на зов о помощи».
Уджа отметила, что по поводу строительства стены Езидский совет Шенгала, а также представители арабов делали разного рода заявления вроде «Это разрушит альянс между Шенгалом и Рожавой», добавив: «Сила Рожавы и Шенгала намного больше той силы, что заключается в этой стене. Каждый должен знать об этом».
Противники союза
Уджа заметила, что государства Ирак, Иран, Сирия и Турция – все выступают против курдского единства и что стена, которая сегодня возводится между Рожавой и Шенгалом, также должна поспособствовать нарушению курдского единства. Она сказала следующее: «Те, кто враждебен курдскому народу, выступают против его единения. Где бы ни поднималась тема курдского альянса, там начинались конфликты, происходила оккупация».
Призыв к единству
Уджа, которая объяснила, что курды должны организоваться и достигнуть единства как можно скорее в условиях хаоса и постоянной войны на Ближнем Востоке, продолжила: «Подобную стену нельзя было бы построить, если бы правительства Ирака и Южного Курдистана выступили против. Они верят, что если построят стену, то смогут более эффективно демонстрировать свою силу. Во главе всего этого стоит Турция. Турция уже построила стену между Рожавой и своей территорией. Сегодня силы, подобные Ираку, воплощают в жизнь принципы и заветы Турции. Если Шенгал и Рожава падут, то и Региональное правительство Курдистана лишится своего статуса. Всё это будет потерями завоеваний курдов, так как здесь есть взаимосвязь. Какими бы ни были политические взгляды, жизненно необходимо работать на благо курдского народа, защищать его достижения. Сейчас очень важно не позволить продолжаться нападкам на курдов. Мы не должны молчать, когда происходят грабежи и насилие. Мы никогда не добьёмся единства, пока не почувствуем агонию детей Камышло, Рожавы, Эрбила и Махабада».
* - террористическая организация, запрещена в РФ