Турция

Эцио Менционе: Изоляция Оджалана бесчеловечна и не имеет законных оснований

Эцио Менционе убежден, что молчание по поводу изоляции и условий содержания курдского лидера Абдуллы Оджалана в турецкой тюрьме на острове Имралы означает, что политики международной арены не хотят беспокоить турецких властей.

Никаких новостей от курдского лидера Абдуллы Оджалана, который находится в изоляции в островной тюрьме уже 26 лет, не поступало почти 4 года. Многие критикуют изоляцию курдского лидера, которого лишили связи с внешним миром, отказывая в праве на свидания с семьей и адвокатами. Европейский комитет по предупреждению пыток (ЕКПП), имеющий разрешение на посещение Имралы и несущий долю ответственности за сложившееся положение дел, фактически способствует продолжению изоляции своей позицией.

Эцио Менционе, известный юрист из Италии, рассказал ANF о ситуации на Имралы и позиции ЕКПП по поводу нарушений прав курдских политзаключенных.

«Г-н Оджалан находится в тюрьме в практически полной изоляции уже более 25 лет. Условия его содержания ухудшаются год от года. Этот остров предназначен в первую очередь для него. Обычно он находится на острове один. Иногда, в некоторые годы, на Имралы пребывали ещё двое или трое узников. Это бесчеловечно и не имеет под собой никаких законных оснований. В каждой стране бывали случаи изоляции, но не такой. Не иметь возможности поговорить со своей семьей, со своими детьми – бесчеловечная ситуация. То, что вы не можете встречаться со своими адвокатами, незаконно, и этому должен быть положен конец», – сказал адвокат.

Суд над Оджаланом был незаконным

Ссылаясь на решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в отношении условий содержания Оджалана, принятые в 2003 году, Менционе сказал: «Европейский суд предложил законный способ решения проблемы, – новый судебный процесс, потому что предыдущий суд, состоявшийся около 30 лет назад, был попросту незаконным. Теперь настало время для нового судебного разбирательства и для того, чтобы законность и моральные нормы наконец встретились.

У ЕКПП есть представление о том, что представляет собой тюрьма на острове Имралы и каковы условия содержания Оджалана. Но, судя по всему, они не уделили этому особого внимания. У этого института нет власти, чтобы привести в исполнение свой вердикт, но у него есть другая власть – политическая, этическая, моральная – чтобы заявить о своей позиции. Он может заявить, что это положение дел незаконно. Это их долг, и я думаю, что мы должны обязать ЕКПП сделать соответствующие усилия. Это возможно, если все страны, поддерживающие Комитет, будут готовы выполнить свои обязанности».

Отметив, что молчание в ситуации беззакония на Имралы неприемлемо, Эцио Менционе добавил: «Это молчание означает, что никто не хочет беспокоить турецкое правительство даже в такой тяжелый момент. Турция занимает первое место среди стран, не выполняющих решения ЕСПЧ. Это первое государство в печальном рейтинге. Турция почти никогда не исполняет вердиктов ЕСПЧ, касается ли это Оджалана, Кавалы или турецких адвокатов. Мы должны найти политические и юридические инструменты, чтобы обязать турецкие власти выполнять эти вердикты. У нас может возникнуть идея санкций или сложных судебных процессов за пределами этой страны, чтобы установить стандарты справедливого суда, и Турция должна будет соблюдать такие решения».