Итальянский режиссер Бенедетта Арджентьери получила премию «Феникс» на 32-м Кёльнском кинофестивале за свой документальный фильм «Сваха». Она посвятила эту победу «храбрым народам северо-восточной Сирии».
Недавно Арджентьери приняла участие во II-й Международной женской конференции, организованной сетевой ассоциацией «Женщин, ткущих свое будущее». Мероприятие прошло в Берлине 5-6 ноября под девизом «Наша революция: освобождение жизни». Корреспондент ANF поговорил с итальянским режиссером о ее последней работе, химических атаках турецких войск в войне с освободительным движением Курдистана и роли интеллектуалов в происходящих событиях.
- Вы участвовали в обеих конференциях. Увидели ли вы различия между двумя мероприятиями, некие улучшения, если оценивать результаты конференций?
- Да, конечно, между этими событиями прошло почти 5 лет. Не только курдское женское движение, но и все прочие движения и организации всё больше концентрируются на том, что происходит в Курдистане. Курдское женское движение начало свой путь к построению свободной жизни, созданию альтернативной системы и ко всему, к чему мы идём, как свободные женщины, чтобы освободиться от сдерживающих факторов системы, в рамках которой живем сегодня. Эта конференция собрала больше участниц, чем прошедшая во Франкфурте. Я уверена, что много женщин по всему миру с нетерпением ждут результатов последних дискуссий и ответов на вопросы о том, как и куда двигаться дальше. Я думаю, что это очень важные итоги.
- Вы журналист и режиссер-документалист, и ваша работа сосредоточена на женских движениях Ближнего Востока и проблеме насилия в отношении женщин. В Кёльне вы получили награду «Феникс» за лучший документальный фильм – вашу последнюю документальную ленту «Сваха». Какое послание вы хотели донести до зрителя, работая над «Свахой»?
- Для меня было очень важно посвятить эту награду народам северо-восточной Сирии, потому что все, что не относится к событиям на Украине, исчезло из основных СМИ. Сейчас все как бы сосредоточены на украинском конфликте, забывая обо всем остальном мире. Сегодня в мире 488 конфликтов. Об этом говорила и Нилюфер Коч. Сейчас нам важно сосредоточиться на северо-востоке Сирии и событиях в Курдистане, особенно принимая во внимание недавние нападения. Но также очень важно напомнить всем европейским странам о том, что тысячи людей, связанных с ИГИЛ*, включая женщин, едут в Сирию из всех стран Европы, чтобы присоединиться к этой организации. После чего их попросту оставляют там, и они не могут вернуться в свои страны. Их правительства не хотят возвращать этих граждан.
Таким образом, вся тяжесть ситуации ложится на плечи Автономной администрации северо-восточной Сирии. Мы не можем этого допустить, потому что как национальные державы, имеющие отношение к происходящему, так и европейские страны несут ответственность перед своими гражданами. Оставлять их в северо-восточной Сирии в тот момент, когда эти территории постоянно подвергаются нападениям со стороны Турции, – ещё одна проблема и угроза для мирного населения. Угрожает это и всей альтернативной системе демократического конфедерализма, которая строится сейчас в северо-восточной Сирии. Поэтому моя идея посвятить награду народам северо-восточной Сирии заключалась в том, чтобы переключить внимание на людей, живущих на этих территориях, и подчеркнуть важные проблемы региона.
- Турция использует химическое оружие против курдского освободительного движения. Что вы хотели бы сказать, обращаясь к народам мира, представителям культуры и искусства, интеллектуалам и активистам, выступая против этого государственного насилия?
- Химические атаки – очень давняя тактика. Турция, будучи не в состоянии одержать верх над партизанским движением в горах Курдистана, прибегает к БОВ, которые запрещены международными конвенциями. Несмотря на то, что эта держава – страна НАТО, никто не говорит об этих событиях. Они отказываются видеть, что происходит в реальности.
И это также связано с постоянной изоляцией курдского лидера Абдуллы Оджалана в тюрьме на Имралы, где его держат уже более 22 лет с момента похищения, организованного в 1999 году. Многие люди выражали обеспокоенность по поводу его состояния и этих условий изоляции. Речь идет даже не о простой обеспокоенности – это проблема такого рода, который характеризует происходящее, как бесчеловечную ситуацию. Но никто из действующих лиц международного сообщества не высказывается. Это полностью противоречит любой логике.
Мы видим, как во всем мире восхваляется лозунг «Женщины, жизнь, свобода». Делать это без связи с курдским освободительным движением, без связи с Абдуллой Оджаланом – полный абсурд. Сейчас людям искусства и всем друзьям Курдистана, но не только им – всем, кто хочет свободной жизни, – важно напомнить миру, что происходит в горах Курдистана. Важно напомнить человечеству, что происходит в темнице на Имралы, и потребовать освобождения Абдуллы Оджалана. Сейчас многие люди, не только курдский народ, воспринимают его как философа и мыслителя. Настало время для его освобождения.
* - террористическая организация, запрещена в РФ