Юрист Азад Акбулут заявил, что отказ в праве на надежду лидеру Абдулле Оджалану нарушает запрет на пытки и жестокое обращение, а также принцип равенства, закрепленный в Европейской конвенции по правам человека. В своем заявлении Акбулут подчеркнул, что решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), которое признало, что пожизненное заключение с исключением возможности освобождения для Абдуллы Оджалана нарушает статью 3 Европейской конвенции о запрете пыток и жестокого обращения, также нарушает его «право на надежду».
Несмотря на то, что с момента постановления ЕСПЧ в 2014 году прошло уже 10 лет, и в нем было рекомендовано Турции принять необходимые законодательные меры для выполнения решения, страна до сих пор не предприняла никаких шагов в этом направлении. Заявления председателя Партии националистического движения (ПНД) Девлета Бахчели, который предложил определенные условия для реализации этого решения, вновь показали, что право используется как инструмент «политического шантажа» в Турции.
Акбулут, оценивая решение ЕСПЧ, которое получило широкое освещение в Турции после заявлений Бахчели, подчеркнул, что Турция обязана соблюдать решения ЕСПЧ, будучи стороной Конвенции. Он отметил, что для выполнения решения необходимо внести изменения в законодательство.
«ЗАКОН ОБ АНТИТЕРОРИЗМЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ИЗМЕНЕН НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО».
Акбулут указал, что необходимо внести изменения в Закон об антитерроризме (ТМК) и Закон об исполнении наказаний для реализации права на надежду. Он напомнил, что Конституция Турции гарантирует, что международные правовые акты, к которым страна является стороной, имеют преимущество в случае противоречия с национальным законодательством. «Турция обязана соблюдать решения ЕСПЧ», — заявил юрист.
В отношении решения по Абдулле Оджалану Акбулут подчеркнул, что процедура, которая должна быть применена после признания нарушения прав, должна быть немедленно изменена в Законе об исполнении наказаний и Законе об антитерроризме для устранения препятствий для реализации права на надежду.
Акбулут напомнил, что смертный приговор, вынесенный лидеру Абдулле Оджалану, был заменен на пожизненное заключение после отмены смертной казни в рамках изменений, внесенных в Конституцию в 2011 году и Уголовный кодекс в 2022 году. Он отметил, что изменения были сделаны в рамках гармонизации с законодательством Европейского Союза и что Турция была обязана соблюдать Дополнительный протокол 6 к Европейской конвенции, который запрещает смертную казнь в мирное время.
Акбулут также отметил, что Турция не имела сомнений в соблюдении решений ЕСПЧ, но эти решения не были выполнены в течение длительного времени из-за недостаточности механизмов санкций Совета Европы. Он напомнил, что существует четыре решения ЕСПЧ, осуждающих Турцию за нарушение запрета на пытки и право на надежду, и что невыполнение этих решений и устранение нарушений прав показывает банкротство либерального понимания закона.
«НА ТУРЦИЮ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НАЛОЖЕНЫ САНКЦИИ».
Акбулут напомнил, что невыполнение решения по праву на надежду находится на повестке дня Комитета министров Совета Европы, и Турции был предоставлен срок до 2025 года для внесения необходимых изменений. Он отметил, что если проблема не будет решена, это может привести к санкциям, которые могут включать такие меры, как политическое исключение, экономическое эмбарго и даже исключение из Совета Европы. Акбулут подчеркнул, что международное право формируется на основе прав человека и баланса сил между государствами, но права человека не могут быть предметом обсуждения, и что запрет на пытки не может иметь исключений.
Акбулут продолжил, заявив, что неприменение права на надежду противоречит запрету на пытки и жестокое обращение, а также принципу равенства. Он подчеркнул, что это является серьезным нарушением принципа равенства в исполнении наказаний. «Я считаю, что изменения в системе исполнения наказаний в Турции, основанные на правах человека и принципе равенства, являются обязательными», — сказал Акбулут.
Юрист также отметил, что в тюрьмах наблюдается попытка создания беззакония, а практики изоляции и политики безнаказанности, которые широко распространены в рамках Администрации и Наблюдательных Советов (İGK), создают проблемы. «Как юристы, мы считаем, что закон и права человека должны уважаться, чтобы обеспечить социальный мир», — добавил Акбулут.
Таким образом, вопросы прав человека и соблюдения решений международных судов остаются на повестке дня как для турецких властей, так и для международного сообщества.