Шукри Шейхани: «Сирийский режим обязан отдать должное народу, покончившему с ИГИЛ»
С нашими корреспондентами согласился побеседовать руководитель партия «Перемены в Сирии», Шукри Шехани
С нашими корреспондентами согласился побеседовать руководитель партия «Перемены в Сирии», Шукри Шехани
С нашими корреспондентами согласился побеседовать руководитель партия «Перемены в Сирии», Шукри Шейхани. Темой разговора были вопросы, касающиеся попыток турецких властей создать «зону безопасности» в северных регионах Сирии и роли Турции в сирийском кризисе.
– Г-н Шейхани, как вы оцениваете ситуацию на севере и востоке Сирии, складывающуюся в связи с угрозами со стороны Турции?
– Я из тех, кто не очень хорошо знает о сегодняшней жизни на севере и востоке Сирии, но, думаю, регион безопасен – уже годы люди живут на принципах добрососедства. Положение там прямо противоположно заявлениям, звучащим в турецкой прессе. Более того, регионы Африна, Джараблуса и многие другие, оккупированные Турцией, безопасными были как раз до оккупации.
То, что мы наблюдаем, не совпадает с услышанным. Кое-что я видел собственными глазами вместе с другими товарищами. Мир должен знать, что регионы, находящиеся под турецкой оккупацией, весьма небезопасны. Вся жизнеобеспечивающая инфраструктура их разрушена. Жизнь далека от спокойной, наблюдается большая нехватка продуктов питания.
И наоборот: атмосфера безопасности и спокойствия на севере и востоке Сирии благодаря усилиям Автономного самоуправления региона ощущается всеми слоями общества, чему способствует солидарность людей и их настрой на добрососедство. Это не даёт Турции покоя. Поэтому она пытается посеять хаос и вражду внутри этих территорий, считая для себя лучшим выбором их разрушение.
– Турция вмешивается во внутренние дела арабских стран и прежде всего Сирии. Как, по-вашему мнению, должно реагировать арабское общество на такое вмешательство?
– Это действительно так. Турция на официальном уровне спонсирует политический ислам («Аль-Каида», «Братья мусульмане»)* и джихадистские организации. Договорившись с Ираном, Турция через эти организации осуществляет вмешательство в Ливии, Йемене и Сирии. Она продолжает оберегать Джабхат Ан-Нусру,* Джейш Аль-Ислам* и остатки Сирийской свободной армии после того, как Идлиб и окрестности были переданы под контроль Турции.
Турция осуществляет попытки – через палестинский «Хамас», «Братьев-мусульман» и свои спящие ячейки – расшатать безопасность Египта. Но, ко всеобщему удивлению, арабские страны до сих пор находятся в хороших отношениях с Турцией. Тут я вижу, что на самом высоком уровне должны быть приняты важные решения против заговора по разделению арабской и курдской земли, и тогда Сирии на международном уровне будет оказана поддержка – политическая, военная и дипломатическая. Ведь Сирия находится на передней линии обороны, является главными и единственными воротами, через которые может произойти турецкая агрессия и где её возможно остановить.
– Турция балансирует между Америкой с блоком НАТО и Россией с Ираном. Какова причина такой нестабильности?
– Ради того, чтобы покончить с курдским населением на своей территории, Турция готова где угодно и с кем угодно играть на всех струнах. Поэтому Турция исторически враг не только Курдского народа, но и всего человечества и цивилизации. Поэтому, как мы видим, она использует тему Идлиба, чтобы притянуть Америку на свою сторону, и в то же время со знанием дела ради своих интересов развивает отношения с Россией и Ираном. Турция хочет довести до конца линию отрезанных ею от Сирии территорий. От Искендеруна – до Айн Дивара. Уже более года мы слышим подобные угрозы со стороны Турции.
Турецкие оккупанты хотят закрепить свою гегемонию от северо-восточных территорий Сирии (регион Гире Спи (Ракка) до регионов северо-западного Ирака (район Мосула). Она ставит перед собой цель использовать эти территории при оказании давления в будущих переговорах, связанных с Сирией и Ираком. Для исполнения своих планов Турция старается перетянуть на свою сторону Россию. Она давит на неё, как и на сирийский режим, чтобы прервать переговоры между Сирией и Ассамблеей демократической Сирии (АДС).
– Все народы региона в свой время пострадали от массовых убийств, устроенных османами и турками. Могут ли допустить распространения турецкой оккупации курдский, армянский, арабский и сурианский народы?
– Сколько бы времени ни прошло, народы, испытавшие боль и трудности, принесённые им османами, не могут забыть пережитого. Между 1914-1923 годами османами были устроены массовые убийства армянского и сурианского народов, которые вынуждены были уйти на сотни километров вглубь территории Сирии, в пустыню, без питья и еды. Число жертв геноцида достигло полутора миллионов человек. Через несколько дней, 24 апреля, отмечается чёрная годовщина геноцида армянского и сурианского народов. Кроме того, начиная с эпохи Ататюрка и договорённостей 1926 года и до сегодняшних дней турецкие оккупанты совершают зверские преступления против курдов. Эта агрессивная враждебность сильно возросла с 1973 года, после курдистанской революции, вставшей на защиту прав курдов.
Арабы тоже получили свою долю от турецкой агрессии. Начиная с 1516 года на протяжении 400 лет арабы вместе со всеми остальными народами, придерживающимися разной веры, были погружены во мрак угнетения. Они прошли через многочисленные массовые убийства, начиная с Наджды в 1818 году, Багдада в 1831-м, массовые убийства шиитов Ирака в 1842-1843 годах, убийство Бадерхана в регионе Хакари, когда жертвами стали 10 тысяч человек. Вспомним массовые убийства в Ливане с 1841 года по 1860-й в регионах Хасиба, Шуф, Матин, когда погибли более 82 тысяч ливанцев. Из-за политики турецких оккупантов и насаждения ими культуры раздробленности общества на религиозной и конфессиональной основе погибли десятки тысяч человек в Сирии и Ливане. Массовые убийства Ирки, устроенные против племени Аль-Муваджда в иорданском городке Керк, когда людей убивали самыми изощрёнными способами. В 1917 году массовая мобилизация населения Аль-Медина Аль-Мунаура на военную службу османам.
– В Сирии существует внутренняя и связанная с внешними силами оппозиция. Какова их точка зрения на попытки Турции оккупировать регионы северной и восточной Сирии под предлогом создания «зоны безопасности»?
– Режим Сирии и обе оппозиции присматривают себе места в будущих коридорах власти. Может быть, это не касается всех. Но большинство сторон не хотят замечать происходящего. Особенно это касается внешней оппозиции, активно используемой Турцией. На их узкий взгляд, Турция выступает в качестве защитника сирийского народа, который может положить конец кризису. Поэтому, я думаю, взгляды режима и оппозиции направлены только на будущие места во власти и на её формирование.
Несмотря на всё сказанное, я думаю, что режим Сирии готов вложить свою руку в руку Турции, но не готов к переговорам с населением страны – курдами, арабами, сурианами, армянами, ассирийцами и кельданцами. Пока он не прислушается к чаяниям представителей сирийского общества, добра ждать не приходится. Через ваше агентство я хочу обратиться к режиму с призывом начать внутрисирийские диалоги с Ассамблеей демократической Сирии (АДС), заняться обсуждением и анализом, переговорами с представителями населения страны. Он обязан отдать должное народу, покончившему с ИГИЛ*.
*-террористическая организация, запрещённая на территории РФ