«Мы – горы курдов»
Вот некоторые заявления «гор» от тех, кто создал «движение гор», которое пробуждает надежду для всех неравнодушных этого мира.
Вот некоторые заявления «гор» от тех, кто создал «движение гор», которое пробуждает надежду для всех неравнодушных этого мира.
Агрессивная война Турции против Северо-восточной Сирии и Рожавы вышла за рамки массовых убийств, войны, оккупации и страданий. По всему миру прошли акции протеста в адрес этого вторжения. За ними последовали массовые акции солидарности с жителями Рожавы. Среди них выкристаллизовалось нечто, продемонстрировав еще одну форму солидарности. Так началось движение «гор».
На протяжении десятилетий горы защищали курдов от нападений и продолжают делать это и сегодня. Но теперь, кроме гор Курдистана, есть «горы» по всему миру. Художники, писатели, интеллектуалы, ученые и бесчисленные активисты говорят курдам: «Мы – ваши горы».
Вот некоторые голоса «гор», голоса тех, кто был инициатором движения «гор», которое пробуждает надежду для всех неравнодушных этого мира. Че Гевара был прав, говоря: «Солидарность – это нежность народов».
Борис Буден, австрийский философ и писатель, Берлин, Германия
«Из самой глубины гор»
Понятие «гора» в курдской пословице «Нет друзей, кроме гор» относится к автономному восстановлению социальной глубины в состоянии одиночества и заброшенности. Оставшись в одиночестве на высотах, социальное воображение не может не проникнуть глубоко под землю реальности. Вот почему сегодня, приветствуя русских, вступивших в созданную Западом неразбериху, мы будем вспоминать их великого классика Достоевского. В «Записках из подполья» он говорил о столкновении мировоззрений, раздиравших Россию XIX века: наверху, на поверхности новой реальности, просвещенные идеи прогресса, эволюции, рационального политического порядка и видения справедливого общества, представленные Западом и его тогдашними русскими последователями; глубоко внизу, в глубинах социальной и психической жизни, иррациональность человечества, его непостижимая природа и саморазрушительный беспорядок не западного иного, преследуемого его реакционными обидами и антиутопическими кошмарами. Сегодня все обстоит как раз наоборот: наверху – пустоши хищнического капитализма и хаос иррациональной, саморазрушительной политики идентичности, Запад в продвинутой стадии своего постисторического и постсоциального упадка, без видения какого-либо лучшего будущего; внизу – изгнанная в подполье совместными силами глобального капиталистического порядка, социальная надежда, её революционное наследие и необходимость лучшего будущего – наедине с курдами в горах».
Сречко Хорват, хорватский философ и писатель
По словам Сречко Хорвата, мотивом акции солидарности с Рожавой было не просто проявление транснациональной солидарности с нынешней борьбой курдского народа, более 180 000 представителей которого уже стали перемещенными лицами. Суть акции солидарности, которую можно было бы назвать не просто друзьями, а горами, была также своего рода временной солидарностью, соединяющей два вида борьбы сопротивления, которые имеют больше общего, чем кажется. Обе борьбы – курдская борьба и югославская партизанская борьба – были сначала партизанской войной в горах, которая по мере своего развития одновременно устанавливала новые формы демократии и федерализма. Сегодня единственный способ представить себе будущее Сирии, которая не стала бы жертвой геополитических интересов с катастрофическими последствиями – это представить ее демократической и федеративной Сирией. И Рожава вместе с северо-востоком Сирии показали этот путь. Вот почему любой, кто хочет назвать себя демократом, должен поддерживать эту борьбу – и многие из нас поддерживают ее. Пока Эрдоган и Трамп встречались, а Европа закрывала глаза на «шантаж беженцев», по всему миру было много акций солидарности – курдский народ не одинок.
Профессор Наташа Миркович, певица и актриса из Боснии и Герцеговины, проживающая в Австрии
«Я не могу поверить, что в 2019 году, в 21 веке, нам все еще нужно говорить о правах человека и мире! И что жизни представителей курдского народа ежедневно снова и снова подвергаются опасности! Я видела этот сценарий и глупую войну в Сараево 1992 года (так я ощущаю себя с вами, друзья мои).
В чем смысл и цель всего этого, кроме того, чтобы быть злым и глупым? Разве мы все не достаточно страдали в прошлом друг из-за друга (будучи глупыми, ревнивыми и исполненными собственничества)? Никто из тех, кто выиграл какую-нибудь идиотскую войну, не мог унести свой никчемный грош в могилу. И для вас, люди Рожавы: дорогие друзья! Вы – самое красивое и мощное послание всему миру во всех ваших цветах и оттенках. Вы – уникальный цветок, который делает нашу планету лучшим местом в нашей Вселенной! Вы – пример любви и роста! Я так горжусь, что у нас у всех есть Рожава! Мы все должны быть Рожавой!
Я в своем сердце с каждым из всех вас прямо сейчас! Пожалуйста, оставайтесь сильными в своих сердцах!
Моя глубочайшая любовь и восхищение всем вам!»
Профессор Сандро Меццадра, Болонский университет и сеть Euronomade, Италия
«Турецкая военная операция против Рожавы, поддерживаемая исламскими боевиками, продолжается уже несколько недель, вызывая появление большого количества беженцев, смерть и хаос. В то время как сопротивление на месте никогда не прекращалось, вовлекая в лице СДС (Сил демократической Сирии) деревни и общины, десятки тысяч людей вышли на улицы по всему миру в знак солидарности с демократическим конфедерализмом в Рожаве и против турецкой операции. Массовость таких демонстраций свидетельствует о том, что широко распространено понимание общего, универсального масштаба ставок в нынешнем кризисе. Это далеко не «локальное» столкновение, и борьба вокруг Рожавы призывает всех в мире ответить на вопрос: на чьей вы стороне?
Рожава создает очаг надежды в регионе, раздираемом войной, она демонстрирует возможность жить вместе вне всяких «различий», она строит экстраординарный эксперимент в области демократии, она бросает вызов патриархату и объединяет борьбу за социальную и экологическую справедливость. Именно для того, чтобы защитить этот опыт и эксперимент, десятки тысяч людей прошли маршем по всему миру, отождествляя себя с борьбой Рожавы.
С другой стороны, у нас есть турецкий национализм, милитаризм и авторитаризм, граничащие с фашизмом. В то время как демократический конфедерализм ставит курдские претензии за рамки языка и политики национализма, мы сталкиваемся здесь с национализмом в его самой чистой и отвратительной форме, которая структурно связана с войной. Режим Эрдогана – это проклятие не только для курдского народа, но и для турецких граждан.
Итак, на чьей вы стороне? Люди, заглядывающие за пределы узколобого горизонта турецкого национализма, без сомнения, ответят на этот вопрос. В этот исключительный момент чрезвычайного положения мы едины в поддержке Рожавы, ОНС/ЖОС (Отрядов народной самообороны/Женских отрядов самообороны) и СДС (Сил демократической Сирии), в поддержке защиты и дальнейшего укрепления демократического конфедерализма и самоуправления, за будущее мира и справедливости. Мы осуждаем молчание и соучастие западных правительств, которые прикрывают торговлю оружием с режимом Эрдогана».
Рожава должна быть защищена, турецкая армия должна отступить!
Джастин Подур, писатель, Торонто, Канада
«В знак солидарности с Рожавой:
Цели империй на Ближнем Востоке (или в Западной Азии) были одни и те же в течение столетий или более: уничтожение суверенных государств, добыча ресурсов без оглядки на людей и посев достаточного количества семян хаоса и разрушений, чтобы поддерживать это состояние, даже если это рискует общим будущим.
Население региона неоднократно предпринимало попытки отстаивать свои права и создавать альтернативы. Курдский народ столкнулся с некоторыми из самых серьезных проблем за эти десятилетия и создал в Рожаве один из самых перспективных проектов. Они боролись с геноцидом и тиранией Исламского государства и теперь вынуждены бороться со всей силой турецкой армии, когда она вторгается и оккупирует Сирию, другую суверенную страну, которая была расчленена по проекту США.
Турция является крупной региональной державой, но она не может вторгнуться и оккупировать Сирию без зеленого света с Запада. Есть много вещей, которые могут быть сделаны с Запада, чтобы остановить Турцию: турецкие офицеры и чиновники должны предстать перед судом за военные преступления, а правительство Эрдогана по крайней мере должно столкнуться с дипломатическими санкциями. Это задачи антивоенного движения на Западе, которые должны быть возрождены во имя будущих поколений в регионе и мире».
Профессор д-р Антония Давидович-Вальтер, археолог, Франкфурт, Германия
«На наших глазах происходит военное нападение члена НАТО на северо-восток Сирии [Рожаву], нарушающее международное право. Убийственная этническая чистка многонациональных общин направлена непосредственно на прямые демократические автономные структуры самоуправления.
Нужно принять во внимание, что эти структуры обеспечивают перспективу того, как многонациональные и многоконфессиональные общины региона могут создать и организовать мирное общество религиозной свободы и гендерного равенства в регионе.
Турецкое правительство необходимо заставить немедленно прекратить оккупацию и обеспечить безопасное возвращение жителей этого региона в свои дома. Даже когда немецкое правительство, ЕС и Дональд Трамп в своей безграничной бесхребетности склонятся перед Эрдоганом – мы не оставим в одиночестве жителей Северо-восточной Сирии [Рожавы]. В отличие от Трампа, мы никогда не забудем их борьбу с ИГИЛ*».
*-террористическая организация, запрещенная на территории РФ