Публицист и бывший чиновник Пентагона Майкл Робин в своей статье для американского журнала «The National Interest» пишет: «Эрдоган в очередной раз выступил с угрозами начать военную операцию на сирийском северо-востоке. В понедельник ночью президент США Дональд Трамп фактически дал «зелёный свет» Анкаре на реализацию её замыслов. Турецкий лидер пообещал направить войска на территорию, находящуюся в данный момент под контролем Сил демократической Сирии (СДС). На этот раз агрессивную риторику турецкой стороны следует воспринять всерьёз. Экономика страны находится в кризисе, а по позициям правящей партии был нанесён серьёзнейший удар после победы оппозиции на выборах мэра Стамбула. Всё это заставляет Эрдогана искать внешнеполитические успехи для прикрытия своих поражений внутри страны.
«Президент Турции говорит о некой террористической угрозе, якобы исходящей со стороны северо-восточных районов Сирии, однако нет никаких доказательств справедливости подобных обвинений. Напротив, сирийские курды не только зарекомендовали себя в качестве наиболее эффективной и боеспособной силы в рамках борьбы с террористами ИГИЛ*, но и представили доказательства взаимодействия Анкары с джихадистами из состава данной группировки. Теперь уже ни для кого не секрет, что турецкие власти временами координировали свои действия с сирийскими отделениями «Исламского государства» и «Аль-Каиды»*.
Публицист подчеркнул, что районы, входящие в зону влияния курдской общины Сирии, являются наиболее безопасными и либеральными во всей стране. Майкл Робин полагает, что стремление Эрдогана к интервенции никак не связано с борьбой с терроризмом, о которой так много говорится. По его мнению, подлинным мотивом является турецкая территориальная экспансия и уничтожение любых форм автономного самоуправления, выходящего за рамки турецких амбиций. Не следует забывать и о стремлении Турции взять под свой контроль местные источники энергоносителей. Вот уже 54 года турецкие войска продолжают оккупировать около трети территории Кипра. Сейчас Анкара всё активнее занимается подготовкой к разграблению его природных богатств. Помимо этого, турецкая оккупационная администрация несёт ответственность за этнические чистки в сирийском Африне. Турецкие почтовые отделения открыты в Джараблусе на сирийско-турецкой границе. Турецкие войска оккупируют часть иракской территории в районе Баашики и отказываются покидать данный район. Свои территориальные претензии Турецкая Республика во главе с Эрдоганом предъявляет и Греции с Болгарией.
В контексте всего этого автор статьи пишет: «Турецкий лидер полагает, что военная операция пройдет легко и просто. У Трампа нет никакого желания втягивать США в ещё одну войну на Ближнем Востоке, что делает его позицию отчасти близкой к позиции Барака Обамы. Данное обстоятельство подталкивает его к уступкам Эрдогану в его прихотях». Ряд влиятельных источников в американской администрации сообщает, что логика, которой придерживается спецпосланник президента по Сирии Джеймс Джеффри в своей работе, сводится к тезисам о неизбежности вывода американских войск из Сирии и об отсутствии оснований доверять обещаниям Анкары.
Эрдоган не понимает этого, как пишет Майкл Робин, но движется прямо к пропасти. Да, беспилотники могут предоставить турецкой армии тактическое преимущество в горах и сельской местности, однако эффект от их применения в городских условиях будет минимальным. У курдов богатый боевой опыт. Здесь же следует упомянуть, что недавние чистки в турецкой армии существенно ослабили её, подорвав её внутреннее единство.
В статье говорится: «Эрдоган должен понять, что курды никому не сдадут свои земли». Автор также указывает на то, что турецкие войска 100 лет тому назад уже учинили геноцид армян. Курды не дадут повториться подобному по отношению к ним.
В статье подчёркивается: «Турецкая территориальная экспансия и этнические чистки – вот подлинная цель Эрдогана, намеревающегося переселить в северо-восточную Сирию два миллиона арабов, что непременно спровоцирует конфликт по всей северо-восточной части страны, а также в самой Турции».
Бывший чиновник американской оборонного ведомства поясняет: «Даже если турецкая армия и добьётся принципиального успеха, крупнейшей ошибкой Эрдогана будет считаться, что противостояние Анкары с сирийскими курдами будет ограничено одной лишь территорией Сирии. Турция ведёт опосредованную войну в секторе Газа и Ливии, выступая при этом против Саудовской Аравии. В своих заявлениях для «The Washington Post» турецкий лидер может отстаивать свободу слова, однако сам он в действительности является её злейшим врагом. Тем не менее, когда спецслужбы Саудовской Аравии убили журналиста Джамаля Хашокджи, турецкие СМИ широко освещали это, стремясь подорвать легитимность притязаний Эр-Рияда на лидирующую роль в мусульманском мире».
Майкл Робин утверждает, что сирийские курды вдоволь настрадались от действий как Турции, так и режима Башара аль-Асада. Однако, по его мнению, если они будут вынуждены выбирать из двух зол, они предпочтут Дамаск Анкаре.
Турция в Сирии может повторить ошибки, допущенные Советским Союзом в Афганистане, а Соединёнными Штатами – во Вьетнаме. В Москве и Вашингтоне сейчас хорошо понимают, что начать войну куда легче, чем ее закончить.
*- террористическая организация, запрещенная на территории РФ