Карасу: «Все наши люди должны быть частью великой борьбы»
Член исполнительного совета АОК Мустафа Карасу дал интервью о важности «Прорыва 15 августа», о курдском национальном лидере Абдулле Оджалане, а также ответил на вопросы.
Член исполнительного совета АОК Мустафа Карасу дал интервью о важности «Прорыва 15 августа», о курдском национальном лидере Абдулле Оджалане, а также ответил на вопросы.
Мустафа Карасу, член Исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана: «Мы сопротивляемся. Это великая борьба. Мы воюем. Война везде. Женщины, молодые люди, все представители курдского народа должны быть частью этой борьбы. Молодежь должна идти в горы и присоединиться к партизанам».
Член исполнительного совета АОК Мустафа Карасу дал интервью о важности «Прорыва 15 августа», о курдском национальном лидере Абдулле Оджалане, а также ответил на вопросы о вторжении турецкого государства в Северную Сирию, о вторжении в Башур и о партизанской борьбе с турецким государством.
Мы празднуем годовщину прорыва 15 августа. Эту знаменательную дату продолжают отмечать в четырех частях Курдистана. Курдский народный лидер Абдулла Оджалан называет 15 августа возрождением курдов и Курдистана. Как вы оцениваете этот прорыв, который случился 36 лет назад?
Мы празднуем 15 августа. Я хотел бы поздравить лидера Апо, весь курдский народ, всех его друзей и народы Ближнего Востока с этой знаменательной датой. По этому случаю мы вспоминаем товарищей Агита, Эрдала Синджара, Заки Шенгали, также отдаем дань памяти всем нашим мученикам с благодарностью и уважением. После прорыва 15 августа тысячи наших товарищей пали героями. Наши великие командиры приняли мученическую смерть. Многие из наших командиров, такие как Рашит Сердар, Сари Ибрагим, Сари Синан и другие, были убиты. И великие командиры женской армии — Делал Амед, Чичек Кичи, Зилан Кобане — и многие из наших друзей приняли мученическую смерть в этой борьбе. Действительно, эта борьба была сопряжена с огромными потерями. Наши люди 35 лет вели непрерывную борьбу и заплатили большую цену за нее. 35 лет. В Курдистане было 29 восстаний. И это еще не все. Также важно бороться без перерыва и дальше. 35 лет непрерывной борьбы означают, что многие поколения растут и формируются в этой борьбе с курдской идентичностью, национальными ценностями и патриотизмом. Это уже доказывает то, что прорыв 15 августа – победа. В достижениях курдского народа есть наследие 15 августа. Не только в Бакуре, Курдистане, но и в Башуре, Рожаве и Рожлате движение 15 августа имеет влияние и силу. Все должны это видеть. Без событий 15 августа в Курдистане не было бы таких достижений. В настоящее время ни в одной части не могло бы быть борьбы за свободу и демократию. Если сегодня в Турции также идет борьба за демократию, если борьба за свободу и демократию курдского народа и народов на Ближнем Востоке крепнет, если женское освободительное движение сегодня распространяется с Ближнего Востока на весь мир, то именно события 15 августа обеспечили все это. Несомненно, РПК возникла как идеологическое и политическое движение. Курдский народный лидер всесторонне оценил историю, общество. Он проделал огромный труд, приложил большие усилия. Выдвигались идеологические и политические оценки, велась борьба, пролившая свет на события в будущем. Но все это воплотилось 15 августа, как сказал лидер Апо. С этой даты борьба обрела смысл. События 15 августа действительно нуждаются в детальной оценке. Требуется оценка социологами, политиками. Прорыв 15 августа в этом направлении не следует рассматривать как обычный подход. Каждый должен знать, что те события имеют большой эффект, и действительно, дата должна соответственно восприниматься. Что сейчас делает фашизм ПСР-ПНД? Он отрицает курдский народ, пытается уничтожить его. В результате 35 лет борьбы. Несмотря на такую длительную борьбу за свободу и демократию по всему Курдистану, фашизм ПСР все еще отрицает курдов. Каковы были бы наши достижения, если бы события 15 августа не состоялись, и общество не стало бы таким сознательным, а люди не были бы так организованы? Каждый должен думать об этом. В связи с этим я хотел бы вспомнить наших героев, отдать им дань уважения и выразить свою благодарность. Я еще раз благодарю лидера Апо за то, что он положил начало этой великой борьбе.
Лидер курдского народа Абдулла Оджалан встретился с адвокатами и семьей и дал важные сообщения на этих встречах. Прежде всего, что бы вы хотели сказать о них?
Нужно подчеркнуть, что изоляция в Имрали больше не может оставаться такой же, как раньше. Даже если изоляция продолжается, она была ослаблена, и она была разоблачена во всех отношениях. Она была признана необоснованной, незаконной, бесчеловечной. Борьба наших товарищей в тюрьмах, которая велась в течение нескольких месяцев, поддержка нашего народа, стойкость наших матерей и героев, которых мы потеряли. Все это показало, что изоляция больше не может сохраняться так же, как прежде. В связи с этим время от времени такие переговоры можно проводить. Турецкие власти позволяют себе это, однако никаких изменений в менталитете не было. Невозможно сказать, что есть какие-либо изменения, потому что встречи в Имрали — это достижение курдской борьбы. Нет никакого изменения в подходе к изоляции в Имрали без изменения курдской проблемы, без подхода решения, без прекращения отрицания курдского вопроса. Поэтому мы рассматриваем эти события как обязательство со стороны правительства, которое было разоблачено в результате борьбы в течение многих месяцев. Вы не должны видеть никакого положительного сообщения от турецкого правительства в этом. В настоящее время у власти нет такого подхода. Подход власти, подход турецкого государства очевиден. Это геноцид курдов. Это угнетение и уничтожение курдского народа. Поскольку в настоящее время нет другой политики, более целесообразно считать встречи в Имрали обязательством со стороны правительства.
Оджалан дал важное сообщение во время встречи со своими адвокатами: «Мы готовы к миру, но государство должно быть готово, а этого не происходит. Они не понимают историю правильно». Что имеет в виду Абдулла Оджалан, когда говорит это?
С 1988 года руководство борется за мир и демократическое решение курдского вопроса. Позиция лидера Апо очевидна в этом аспекте. Позиция нашего движения также очевидна. Наше движение хочет демократического решения курдской проблемы: неизменные границы Турции, все в политических границах Турции. Наше движение хочет решить вопрос посредством демократизации Турции. Но именно турецкое государство не предприняло никаких шагов в этом направлении, потому что их менталитет не изменился. Мы можем сказать, что с нашей стороны мы сделали все возможное. Мы сделали все для демократического решения. Был конфликт, было и прекращение огня, мы вывели наши вооруженные силы, мы проявили все возможные усилия для демократического решения и продемонстрировали свое намерение. Но поскольку намерение турецкого государства не изменилось, намерение правительства ПСР не изменилось, и не было никаких изменений в менталитете, не было и никакого реального продвижения по пути к миру. Лидер Апо пытается создать психологическую среду для этого решения, пытается подготовить политическую среду и пытается подготовить социальную и историческую среду. Поэтому он постоянно приводит в пример 1071 год. В 1071 году, когда турки прибыли в Анатолию, их поддержал курдский народ, которые также были мусульманами. Даже в той войне, которая велась в тот период, турецких военных было мало, большинство – курды. Фактически, подавляющее большинство военных были курдами. Это те бойцы, которые знали территорию, турки пришли извне. Могли ли турки войти в Анатолию без знания курдами этого района? Это невозможно. Поэтому лидер Апо хочет, чтобы турки знали свою историю. Как они пришли в Анатолию, как они выжили в Анатолии, как? Благодаря союзу с курдами. Даже Турция находится в опасности во время освободительной войны, даже Анатолия находится под оккупацией. Но их союз с курдами – это обеспечение Курдистана, его базирование здесь и, как следствие этого, создание новой Турции. Уже первый союз – совместный союз курдов и турок. Где самые основные съезды в организации Турции? Эрзурум и Сивас. Эрзурум и Сивас – это Курдистан. В то время в Сивасе преобладало курдское население, в Эрзуруме тоже. Это точно. Из Сиваса теперь многие эмигрировали, там курдское население сократилось. Мол, сейчас в Стамбуле больше всего сивасцев. 90% этих сивасцев – курды, 10% – турки. Уже 90% курдов в Сивасе – алевиты. Они были кочевниками. Они проводили конгрессы и вели национальную борьбу за независимость. В этом отношении руководство должно ссылаться на историю курдов и их отношения с турками. Если решение имеется, его следует искать в истории, не отрицая ее. Они хотят уничтожить курдов, с которыми связаны. Правомерен ли такой взгляд на историю? Те, кто не читают историю, проигрывают. История – это не просто прошлое. История – это явление, которое проливает свет на будущее. Те, кто не полагаются на историю и не анализируют ее правильно, не имеют шансов на успех или развитие. В этом отношении Лидер Апо говорит, что мы готовы. Мы действительно готовы. Нет никаких препятствий для свободы курдского народа, для основных демократических прав, для автономии, для свободной жизни. На основе турецкого и курдского братства необходимо создать новую Турцию, основанную на братстве всех анатолийских народов. Турки выиграют от этого, все выиграют. Турция тогда станет сильной. И тогда она не будет думать о проблеме выживания. Если есть проблема выживания Турции, то она возникла из-за ее политики. Осуществляется политика постоянной войны. Если Турция хочет избавиться от проблемы выживания, она должна примириться с курдами, создать новую Турцию, основанную на демократии и братстве народов. Лидер говорит, что мы готовы, если будет проявлен правильный подход.
Что нужно изменить для того, чтобы в Турции было демократическое решение, и как создать условия?
Курдская проблема отличается от прочих. Те, кто не видит, чем именно, не могут правильно подойти к решению. Курдская проблема не является обычной проблемой. Она не может сравниться ни с колониальными народами в Африке, ни с колониальными народами в Южной Америке, ни с общественностью на Дальнем Востоке, с другой национально-освободительной борьбой. Те, кто сравнивают их, сильно заблуждаются. Если бы курдская проблема была такой же проблемой, как и другие, она, безусловно, была бы решена. Курдский вопрос не может быть решен, потому что он отрицается, и Курдистан стал сферой расширения турецкой национализации. Это необходимо прекратить. Турция должна перестать отрицать курдов. Лидер Апо настаивает на том, чтобы вопрос решался путем демократизации. В этом отношении лидер Апо прямо установил связь между решением курдской проблемы и демократизацией. Некоторые говорят, что есть решение без демократизации. Но так курдский вопрос не может быть решен. Он (Эрдоган) должен отказаться от отрицания курдов и перестать делать Курдистан сферой расширения турецкой национализации. Когда-то этот менталитет должен измениться. Если этого не произойдет, курдская проблема будет решена? Не обманывайте себя! Никто не должен сравнивать курдскую проблему с проблемой других стран мира. Это ошибка. Заблуждение. Он не может следовать правильной политике. Он не может принять правильные меры. Поэтому, именно поэтому руководство приложило столько усилий, чтобы демократизировать Турцию. Поэтому курдский вопрос не может быть решен без оценки демократизации Турции. Менталитет изменится, так как он изменится? Дело не только в изменении политики. Если бы Курдистан был колонией, то политика была бы легко изменена. Все изменилось, когда Южная Америка была колонзирована. Но, что делать-то? Речь идет не только об изменении политики. Будут ли в Южной Америке вырезать лицо у темнокожих людей и отбеливать их всех? Не могут они этого сделать. Но в Турции говорят, что мы можем сделать из курдов турков. В этом есть заблуждение. Этот менталитет изменится. Но не с нынешней властью. Потому что менталитет этой власти говорит: одно государство, одна нация, один флаг... Это на самом деле означает, что в Турции есть только турки. Как это будет решено? И я хочу подчеркнуть, что ни в Европе, ни в Америке, ни в Африке, ни в Азии, ни на Ближнем Востоке не осталось таких стран, как Турция. Другими словами, нет государства, как Турция. Турция осталась одна. Этот фашисткий, геноцидный менталитет только в Турции. Поэтому они говорят: «Мир против нас». Да, в некотором смысле они правы. Ни у кого менталитет в мире не совпадает с их менталитетом. В мире нет ничего, что могло бы совпадать с их пониманием, политикой и видением. Да, интересы могут совпадать, а менталитет нет. Менталитет турецкого государства устарел. В связи с этим мы не считаем, что курдская проблема может быть решена без демократизации. Конечно, демократического менталитета было бы недостаточно только в некотором сегменте. В связи с этим проблема Турции решается реальной демократией. Решить эту проблему с нынешней властью ПСР-ПНД непросто, потому что у них менталитет геноцида. Мы не можем знать, если однажды они встанут утром, и изменят свое мнение и проблема будет решена. Это, как говорится, очень сложно. Да, это экономически и политически сложно. Но они не решают эту проблему просто потому, что вынуждены. Мы искренне верим в прямую связь между демократизацией и решением курдского вопроса, потому что курдская реальность такова. Курдская реальность отличается от реалий в мире. Даже курдский вопрос не следует сравнивать с курдским вопросом в Сирии. Не следует сравнивать с Ираком. Теперь они приняли курдов. Особенно в Ираке и Сирии. Они по-прежнему не признают прав курдов, но немного нарушена эта идея «я должен уничтожить курдское существование и истребить их». Особенно в Ираке и Сирии у арабов эта идея потеряла былое значение. Но турецкое государство не таково. Даже больше: Турция хочет оккупировать Башур, сделать частью турецкой нации. «Позвольте мне аннексировать и уничтожить курдов». Да, в прошлом был Национальный пакт. Но Мисаки-Милли была общей родиной курдов и турок. Теперь, когда вы говорите Мисаки-Милли, все знают, что под этим подразумевается. Турция хочет занять эти территории и полностью национализировать их. Другими словами, нет понимания Мисаки-Милли, который не был бы основан на истреблении курдов. Напротив, они говорили: «Курды и турки — братья, и мы должны жить вместе. Они назвали это «общей родиной». Сейчас менталитет турецкого государства очень опасен, геноциден. Все должны осознать это. Это не просто колониальное мышление. В мире такого нет. Допустим, французы не сказали, что мы сделаем всех алжирцев французами. Но у турок есть именно такой подход, поэтому не играйте с их характером. «Если это будет курдский язык, я сделаю его турецким». Это сделало черкесов турками. Черкесы в Турции в настоящее время закончились. Они даже стали больше турками, чем сами турки. Для курдов происходит то же самое: «Я закончу это, распространяя, таким образом, турецкую национализацию на Башур, на Рожаву и на весь Курдистан». Такая политика.
Пока угрозы турецкого государства на северо-востоке Сирии продолжаются, как и переговоры. Как вы оцениваете этот процесс? На самом деле, насколько безопасно в этой области?
Мы наблюдаем за прессой, как и вы. У нас нет другой информации, кроме как из прессы. Я хочу особенно подчеркнуть это. Руководство Северной Сирии также делает заявления. Командующий СДС говорит: «США были посредниками в переговорах с турками». Есть отношения у них как с нами, так и с турками. США ведут посредничество. Но мы не знаем, каков результат. Говорят, 5 километров будет безопасной зоной. Говорят, там будут местные власти. Мы действительно не понимаем этого, ведь там уже безопасная зона. Это Турция угрожает безопасности. Она действительно ставит под угрозу безопасность. Говорит: Манбидж. А как это все связано с Манбиджем? Эти люди устроили там ДАИШ. Это действительно аморальная политика. Какие отношения Турция имеет с Северной Сирией? Ее единственные отношения таковы: «Я занимаю территорию, выгоняю курдов оттуда, как в Африне, проводя политику геноцида над курдами». Турция хочет, чтобы курды исчезли. Она уничтожает Африн, хочет уничтожить восток Евфрата, уничтожает Север. Когда получат возможность, уничтожат Башур и курдов. Их проблема – курды. Так что проблем с безопасностью нет.
В связи с этим нужно спросить: что такое безопасный район? Какое это имеет отношение к чему-либо? Мы не очень понимаем. Говорят, 35 км. 35 км означает изгнание всех курдов. После 35 км уже нет курдов. Это уже арабский регион. Они говорят, что изгонят курдов отсюда. Может быть, останется несколько людей, как Африне. Этот геноцидный менталитет не следует принимать. Хорошо, что Северная Сирия проводит политику, пытаясь решить свои проблемы в результате конфликта. Конечно, они не хотят войны. Они создали автономную демократическую систему. Системы сформированы. Конечно, они не хотят, чтобы война все разрушила. Мы тоже это понимаем. Но планы турецкого государства состоят в том, чтобы полностью устранить эту систему. Они хотят убить всех курдов и устранить автономное правление. Запросы турецкого государства недопустимы.
Признание желания Турции означает исчезновение. С этой точки зрения то, чего хочет Турция, недопустимо. Она будет этого хотеть до последнего курда. В связи с этим Турция должна противостоять своим желаниям. Что, если это (прим. – безопасная зона) все-таки случится? Турция не может претендовать на такие вещи. Такого не может быть. Они бандиты, но говорят, что опасны мы.
В мире нет морали, нет совести. Демократия означает Справедливость, Совесть, не так ли? Как страны, называющие себя демократическими, принимают такое? Как история Думрула. У турок есть история про сумасшедшего Думрула. Именно это сейчас происходит в турецком государстве.
Приемлемо ли это? Все человечество должно противостоять этому. Это нарушение всех общечеловеческих ценностей, правовых ценностей. Это угроза. Курдский народ должен готовиться к сопротивлению. Он не должен покидать свои территории. Он должен сопротивляться до последнего. Если народ решит стоять до последнего, то ничто их не остановит. Что вы будете делать? Убьете всех? Это невозможно. Если народ сопротивляется там, турецкое государство будет на грани разрушения. Народ должен быть готов к продолжительной войне. Потому что Турция говорит об этом каждый день, мы не отказывались от наших требований. Что вы будете делать? Партия «Демократический союз» (ПДС) исчезнет, СДС исчезнет, ОНС исчезнет. Умру, что останется? С ним останутся 5-10 предателей. Наша позиция такова, что наши люди сопротивляются до конца. Уже там руководство представило проект, мы его тоже не поняли. 5-километровая безопасная зона будет местными силами, коалиционными силами. Конечно, это касается только сельской местности. На 5 км в сельской местности будут выступать военные советники. Мы даже этого не понимаем. Но руководство этого района посчитало нужным, так что проект был сформирован и представлен. Мы больше ничего не можем сказать. Это их собственная воля. Они придумали такой план. Они хотят решить проблему без войны. Нам нужно понять их. Но турецкое государство нет, не принимает его. Руководство Северной Сирии демонстрирует разумный подход. Турция же говорит «Нет», «вы террористы», «я атакую». Они говорят, что войдут во все курдские районы. Что за 35 км? После этого курдов уже нет. Да, он может быть сумасшедшим Думрулом, но курды тоже сопротивляются, сопротивляются до конца, им нужно сопротивляться.
Если турецкое государство войдет в Северную Сирию, то вторжение не будет таким, как было в Африне. Как народы Рожавы и Северо-Восточной Сирии должны понимать это?
Конечно, они покинули деревни и города в Африне. Почему? Захватчик пришел? Да. Но вы остаетесь. Сопротивляетесь до конца. Есть те, кто сопротивляется, есть те, кто помогает тем, кто сопротивляется, поддерживает. Лидер говорит, что будет не как в Африне. Об этом уже сказал командир СДС Мазлум Эбди. «Мы будет сражаться до конца. Будет не так, как в Африне». Это то, что мы думаем. Когда турецкое государство вторгнется, они будут сражаться до последних курдов. Мы — с ними. Все курды и арабский народ, и народы Ближнего Востока будут сражаться с ними. Мировые силы демократии будут сражаться с ними. Арабские люди на Ближнем Востоке тоже не хотят видеть их. Есть некоторые банды, сотрудничающие с турецким государством, есть банды, связанные с Национальной разведывательной организацией Турции (НРО). Другие арабы против, потому что они знают, какой установится режим, если турецкое государство вторгнется. Бандитский режим. Сейчас в Манбидже люди ведут самоуправление. Если турецкое государство впустит банды, не ясно, что будет делать общественность. В этом отношении, как говорит лидер Апо, не будет так, как Африне, народ будет сопротивляться до конца.
Оджалан, курдский национальный лидер, также указывает на оккупацию в Башуре. Он говорит, что оккупация будет трудной без разрешения правительства Курдистана. Недавно премьер-министр Ирака, осудивший решение турецкого государства по оккупации, отреагировал на это заявление. ДПК и администрация Башура хранят молчание. Как вы оцениваете это?
Турецкое государство говорит: «Наши отношения с ДПК очень хорошие». Что значат эти слова? Мы оставляем это курдскому народу. Это было видно во время референдума, во время Киркука. Турецкое государство имеет значение и ценность для ДПК, потому что мы в настоящее время боремся. Без нашей борьбы какую ценность они дадут ДПК? Им нужно знать, что это за государство. Они должны знать, что турецкое государство сделает с ними, если мы исчезнем. Что мне сказать, если они этого не понимают? В связи с этим они ничего не говорят об оккупации турецким государством. Они не критикуют оккупацию, а называют причиной оккупации РПК. Причина в борьбе РПК. А разве не те, кто устанавливают границы, когда вы проводите референдум, причина оккупации? РПК была причиной? Что такое Рожава? Раньше они называли это курдским коридором, а теперь нет. Сначала они сказали, что не допустят возникновения курдского коридора. Теперь они говорят: «Мы построим мирный коридор». Мы знаем о мире между турецким государством и Кипром. Конечно, они не могут продолжать эту оккупацию без поддержки ДПК. Это ясно – они не могут продолжать эту войну, если не получат поддержки от курдов в Бакуре и Башуре. Они должны решить курдскую проблему. Что делало турецкое государство, когда оно было вынуждено не решать курдскую проблему? Масуд Барзани призвал Турцию. Он сделал все это, чтобы предотвратить борьбу курдов там. Укрепить позиции. Понятно, что он получает поддержку от ДПК и опирается на нее. Мы не понимаем, к чему стремится ДПК. Так что вы не можете сказать: не должно быть никаких других курдов, которые не являются моими. Ну, если это произойдет, у вас всегда будут проблемы с другими курдами, проблемы с курдами в Иране, внутренние проблемы между курдами.
Мы говорим: пусть курды будут едины. Мы не говорим, что не признаем других курдов. ДПК должна это знать. Им нужно осознать курдскую реальность на Ближнем Востоке. Им нужно знать, что такое курдская проблема. Каков подход турецкого государства к курдской проблеме, какие другие страны должны знать этот подход. Если курдская политика будет проводиться без их ведома, они будут введены в заблуждение. Они режут свои собственные ветви. Что сказал Масуд Барзани, когда ИГИЛ* напал на Эрбиль? Мы не увидели помощи турецкого государства. Но партизаны помогли. Он поблагодарил партизан. Это правда, если вы объединитесь с курдами, вы сможете защититься, но это историческая ошибка – полагаться на политические силы, отличные от курдов, и ожидать будущего от их отношений с ними.
Масуд Барзани заявил, что в ближайшее время не будет курдской братской войны. Насколько это правдиво на деле?
Мы тоже знаем об этом заявлении. Мы были довольны им. Он делал такое заявление и раньше. Вспоминая прошлые бои и конфликты, сказал он, что межкурдского конфликта больше не будет. Он обещал, это его слово. Это не обычное высказывание. Это обещание курдскому народу на национальном уровне. Такое заявление имеет важный смысл в период, когда на Ближнем Востоке продолжается война, победу курдского народа хотят ликвидировать, противники курдов хотят столкнуть курдов друг с другом. Конечно, мы ожидаем воплощения этого заявления на практике. Если в этом смысле есть такое понимание и менталитет, то ДПК и региональная администрация должны избегать отношений, которые приведут курдов к конфронтации друг с другом. Мы, конечно же, не за то, чтобы противостоять какому-либо курдскому движению, курдской партии или форсировать его. У нас никогда не было такой идеи. Мы ни на кого не идем войной. У нас также могут быть разногласия с ДПК, у нас могут быть проблемы, но мы, конечно, не хотим столкновений с ДПК. Да, наши взгляды и мысли могут быть разными, что отличается уже от того, что внутри курдов происходит политическая борьба. Курды – это не одна мысль, а политика. Но мы должны вести эту политику на демократическом уровне, не превращая ее в войну и драку. Основой этой борьбы должна быть не война, а социальные, политические решения. Это может быть борьба с нашими проектами, нашими мыслями.
Мы не можем сказать, что Масуд Барзани «сказал это, преследуя определенную цель». Не нужно сомневаться. Мы также не считаем сомнения правильным. Мы приняли это как обещание. У курдов есть это в культуре. В курдской традиции лидер курдов дает обещание и выполняет его. Конечно, обещание не имеет значения в турецком государстве, но имеет значение у курдов. Потому что здесь появилась первая общность. Человечество впервые сформировалось здесь. Здесь появились первые культурные ценности. Курды также являются культурными столпом человечества. Мы не говорим об этом, только потому, что мы курды. Наука говорит, что неолитическое общество вышло отсюда. Не так ли? Цивилизация зародилась в верхней Месопотамии. Чайонюдир, Гёбеклитепе. Это Курдистан. В связи с этим мы находим заявление Масуда Барзани значимым и ценным. Так и должно быть. Это наше общее обещание. Мы говорим, что больше не будет курдского конфликта. Мы говорим, что этого не должно быть. Мы уже говорим, что это должен быть подход ДКП. Мы говорим, что все должно быть основано на этом. Мы считаем, что без лишних вопросов будет продемонстрирован наш подход к этому заявлению. Сложившаяся напряженность, отношения с Турцией не должны довести до противостояния между курдами. Мы верим в это, мы хотим верить.
Он призвал всех проявить самопожертвование для единства курдов. Как следует понимать этот призыв курдского лидера и как реагировать на этот призыв в тот период, когда совершаются и усиливаются всевозможные оккупационные атаки на Курдистан?
Курдский Народный фронт выражает стремление народа. Спросите это в любой части Курдистана. Спросите другие курдские партии. Спросите всех курдов в мире, и они ответят, что это то, чего они все жаждут. Курды говорят о единстве. Курдские политические силы говорят о единстве. Потому что все курды понимают это очень хорошо. Если сегодня курды не свободны, то причина в отсутствии курдского контингента. Конфликт между курдами, напряженность, криминализация, продолжающееся господство турецкого государства над курдами, продолжающееся господство сирийского государства, продолжающееся господство Ирана. Это все правда. Лидер Апо выразил это все как народный лидер. Это необходимо в период, когда на Ближнем Востоке разрушается статус кво, образуются новые реалии, появляются возможности для курдов. Да, есть возможности, но есть и опасности. Курдские враги видят власть курдов, видят их борьбу, хотят ее подавить. Это также представляет опасность. Давайте не будем объединяться, и на Ближнем Востоке установятся новые балансы? Как и в 20 веке, когда курды попали под суверенитет. Это не имеет смысла. Единство происходит во времена возможностей. Лидер Апо также раскрывает это. Каждый должен соответствовать этому. АОК сделал заявление. Мы ответили на его заявление, сказали, что будем соблюдать требования, сказали, что будем выполнять. Мы обещаем, что мы последуем как призыву Лидера Апо, так и призыву АОК.
Вторжение и угрозы турецкого государства по всему Курдистану продолжаются. Борцы за свободу ведут борьбу эпохального значения против этого. Что вы скажете этим борцам за свободу и как отзоветесь о борьбе, которую они ведут?
Турецкое государство создало военное правительство. Правительство ПСР-ПНД – военное. В настоящее время оно направило на доработку все экономические, социальные, культурные, дипломатические и политические возможности турецкого государства, народов Турции. Для этого они атакуют. Не говорит ли Эрдоган каждый день об этом? Так о каком уровне жизни вы можете говорить, о каком повышении зарплаты, о каком экономическом кризисе? Вы знаете цену пули, ракеты, бомбы? Он говорит об атаках постоянно. А вы знаете цену самолета? Все деньги идут на войну. Это и есть военное правительство. И оно атакует повсюду. Слушайте, тюрьмы полны. Люди не могут выйти из дома. Ван, Хаккари — везде комендантский час. Он говорит, что вы не можете ничего сделать. Период военного положения. Он делает все это ради того, чтобы война продолжалась. Он ведет войну против народа. Цель всех этих запретов — ликвидировать партизан. Они говорят: «Высушите воду, убейте рыбу». Как в 90-е годы они сожгли целые деревни и сожгли леса. Та же война продолжается, тысячи людей мигрируют. Война, которая велась тогда, такая же, как и война, которая в настоящее время ведется. В 90-е годы тысячи наших товарищей погибли в борьбе. Что происходит сейчас? Они развивают эту концепцию 90-х годов. Тысячи наших друзей погибли в Амеде, Ботане, Серхате, Дерсиме. В настоящее время погибает больше, чем в 93-94 годах. За эти два года погибло в десять раз больше героев. Борьба продолжается. Мы снова с уважением и благодарностью поминаем наших мучеников. Сегодня наши борцы за свободу также погибают героями. Мы продолжаем борьбу. Мы боремся, сражаемся везде, где идет война. И в Амеде, и в Ботане, и в Мардине, и в Серхате, и в Хаккари, и в Бингеле, и в Дерсиме, у Аманоса, у Адьямана. Война продолжается повсюду, и наши товарищи погибают. Мы с уважением и благодарностью поминаем их. Эти герои погибают, чтобы сохранить существование курдского народа. Они пали героями, чтобы сохранить борьбу за свободу. Они говорят: «Мы посвятили свою жизнь курдскому народу. Мы отдали свою жизнь, чтобы борьба за свободу продолжалась. Каждый день погибают наши товарищи. Каждый месяц погибают десятки. Каждый год сотни. Наши люди должны знать ценность этого. Подростки и женщины, патриоты должны знать ценность и значимость этого сопротивления. Они должны больше поддерживать его. Женщины, подростки, все наши люди должны быть частью этой борьбы. Они не должны отступать, потому что враг жесток, репрессирует, убивает, сажает в тюрьмы. Молодые люди должны бежать в горы, участвовать в борьбе. Они слушают интервью с героями по телевизору, и когда они слушают их, то должны немедленно объединиться и присоединиться к борьбе за свободу. Великая и героическая борьба идет сейчас в самых сложных условиях. Все наши люди должны поддержать эту борьбу и оказать необходимую поддержку.
*– террористическая организация, запрещенная на территории РФ.