Беритан: "Не исключено, что будет большая война"
Сопредседатель Свободного и демократического общества Восточного Курдистана (СДСВК) Фуад Беритан дал интервью информационному агентству «RojNews» о протестах в Иране и давлении со стороны США.
Сопредседатель Свободного и демократического общества Восточного Курдистана (СДСВК) Фуад Беритан дал интервью информационному агентству «RojNews» о протестах в Иране и давлении со стороны США.
— Что лежит в основе протестов народов Ирана? Могут ли эти протесты привести к смене власти или даже к революции в Иране?
— В настоящее время в регионе происходят изменения. Внешние силы хотят перестроить Ближний Восток по-своему. Иран не может держаться в стороне и игнорировать эти перемены и преобразования. Политическая система Ирана должна меняться изнутри. В нынешней ситуации можно сказать, что иранское общество является оппозиционным правительству. Общество не удовлетворено политической линией правительства: ни в военной, ни социальной сфере. Вот почему население пытается самостоятельно менять ситуацию в стране. В результате этого всего прошлой зимой начались восстания. Это активное общество, которое требует перемен и борется за свои права и перспективы. Население восстало и ищет новую жизнь и новую систему. Все люди борются за свои права во всех сферах жизни. Сегодня народы Ирана усиливают давление, и если государственной машине будет противостоять единство, то народ добьется своего.
— С какой целью США усиливают экономическое давление на Иран? Эти изменения будут на благо народа? Если нет, то в чем заключается разработка политического решения против репрессивной позиции иранского правительства?
— Ближний Восток в настоящее время переживает третью мировую войну. Центром этой войны является Курдистан. В центре Курдистана разрабатывается совершенно новая структура, новая модель устройства общества. Это будет примером как для ближневосточного региона, так и для всего мира. Но эта новая модель оспаривается со всех сторон. С одной стороны, у нас капиталистическая система во главе с США и европейскими государствами. Есть национальные государства, которые годами пьют кровь народа и пресекают любые перемены на корню. Таким государством является Иран. Но существует и третья сила — власть народа, власть людей, которые хотят изменить нынешнюю систему и политику. США хотят устранить угрозу со стороны Ирана и политически контролировать его. Они хотят заставить Иран сдаться, подорвать его систему и режим. Цель США — ограничить Иран в самостоятельном ведении политической линии. Они хотят усилить экономическое и политическое давление на Иран, и для этого им надо договориться с оппозицией против иранского режима. Но в этом случае обеим сторонам будет нанесен ущерб, как государству, так и обществу. Экономическое положение населения будет продолжать ухудшаться. Единственное жизнеспособное решение заключается как раз в том, что население оказывает давление на государство и требует свободы и справедливости. И это сопротивление людей нельзя оставить на произвол судьбы, все слои населения должны объединиться и самоорганизоваться. Государство должно изменить форму управления. Иран может преодолеть эти кризисы только путем демократических перемен.
— Исламская Республика Иран за свою сорокалетнюю историю доказала, что она может преодолевать кризисы. В 2009 году произошел масштабный политический кризис, но он был преодолен. В чем заключается новый кризис иранского правительства, и чем он отличается от предыдущих кризисных ситуаций?
— Иран смог выйти из кризиса, используя различные методы. Однако нынешняя ситуация иная. Преодолеть кризисное положение, проигнорировав требования народа, иранскому правительству уже не удастся. Это не может продолжаться,как раньше. В какой-то степени правительство еще может держаться на плаву, немного продлить свое существование. Но в условиях сегодняшнего хаоса правительство долго не протянет. Оно будет вынуждено согласиться на перемены. Если правительство хочет спастись, выйти из этого кризиса, оно обязано прислушаться к требованиям народа. Оно обязано стремиться к демократизации и к полной трансформации формы правления. У правительства Ирана нет другого выхода, кроме как развивать демократию, опираясь на законы.
— Какова роль курдского народа в протестах в Иране и Восточном Курдистане? Поддерживают ли граждане Ирана восстания в Восточном Курдистане? Каковы взаимоотношения между народами, и как они работают вместе?
— Жители Ирана всегда поддерживали друг друга в протестах и требованиях. Если обратиться к истории, то можно заметить, что «сархильдан» (мятеж) начался в Иране и распространился на Курдистан. Сейчас идут протесты в курдских городах. Курдскому народу необходимо укреплять взаимоотношения с другими народами. Народы должны объединиться и выйти на политическую арену с совместным проектом. Если единства не будет, и общество вновь будет разделено, то иранский режим победит. Народам Ирана стоит проявлять солидарность друг с другом.
— Как СДСВК справляется с разработками, и в чем суть вашей программы?
— СДСВК ранее опубликовало программу к выборам в Иране. В этой программе мы говорили об опасностях и существующих возможностях. Иран не ответил на наши требования открыто и прямо. В ближайшие дни мы подготовим новую программу. В Иране необходимы фундаментальные перемены. Народ больше не верит обещаниям, люди требуют реальных действий. Мы хотим, чтобы программа стала нашим вкладом в решение проблем курдского народа и народов Ирана. У нас есть проекты, которые помогают решать политические и экономические вопросы, защищать окружающую среду и права женщин. Мы выступаем за демократическую политику. Мы хотим объединиться со всеми меньшинствами в Иране и предпринять совместные шаги. Конечно, одной только одной программы недостаточно. Мы будем выполнять свои обязательства в дипломатических, политических и других сферах. Если Иран не сможет дать ответ и не прислушается к требованиям, то мы найдем другой путь. Мы — движение с большим вооруженным потенциалом. В этом смысле мы хорошо подготовлены. Но план действий и программа необходимы.
— Каковы отношения СДСВК с оппозиционными партиями и движениями? Нужно ли налаживать отношения с ними, или они ориентированы на внутреннюю организацию оппозиции?
— Есть две модели. Одна из них — это модель национального государства, а другая — предлагаемая нами модель, которая включает в себя все субъекты общества. Мы открыты к сотрудничеству, и у нас выстроено взаимодействие с курдскими партиями. Если мы все выступим единым фронтом, сообща, мы сможем работать под знаменем национального единства над будущим Восточного Курдистана. Цель СДСВК не только сотрудничество с политическими партиями. СДСВК ориентировано на общество, особенно на женщин, молодежь и интеллигенцию. В этом смысле, каждый будет услышан, каждый будет играть свою роль. Кроме того, курдский народ и все свободомыслящие люди должны быть готовы к предстоящим событиям в Иране. Эти приготовления должны носить как военный, так и организационный характер. Не исключено, что будет большая война. Поэтому наш народ и все народы должны быть готовы к этим переменам.