Алдар Халил: опасность турецкой агрессии все еще остается
Представитель дипломатического отдела ДДО Алдар Халил ответил на вопросы ИА «ANHA»
Представитель дипломатического отдела ДДО Алдар Халил ответил на вопросы ИА «ANHA»
Представитель дипломатического отдела «Движения за демократическое общество» (ДДО) Алдар Халил ответил на вопросы ИА «ANHA», связанные с угрозами Турции, а также с фундаментом, на котором строится новая сирийская конституция.
– Г-н Халил, на протяжении многих лет звучат угрозы турецких властей о захвате регионов северной и восточной Сирии. После достижения договорённостей (при посредничестве Америки) и приведения в действие механизмов, обеспечивающих безопасность на границе, уровень угроз только возрос. Как вы объясните это?
– Каждый знает, что главной целью властей Турции, страны-оккупанта, и есть оккупация. Турки исходят из того, что регионы, включающие Алеппо, север Сирии вплоть до иракского Мосула – территории, принадлежащие Турецкой Республике. Причина, помешавшая Турции прямо озвучить эти скрытые цели, – Лозаннский договор 1923 года, по которому Турция не имела права нарушить существующие границы. И сейчас, с близким окончанием действия договора, Эрдоган предпринимает попытки добиться своих целей.
С другой стороны, нельзя забывать, что в 1998 году Турция, договорившись с режимом Сирии в Адана, фактически узаконила своё вмешательство. Оккупация Африна – результат договорённостей России, Турции и режима Сирии. Сутью этих договорённостей был возврат прежних отношений между Турцией и сирийским режимом в том смысле, что Турция оккупирует регионы северной и восточной Сирии в русле договорённостей в Адана.
Эрдоган «играет на двух струнах» по двум причинам. Первая – стремление осуществить свои цели, что касается оккупации регионов северной и восточной Сирии. Вторая – «слить» внутренний кризис, поразивший страну, во внешнее пространство.
Эрдоган находится в большом затруднении. Это и провал турецкой экономики, и вконец испорченные отношения с Европейским Союзом. Вся внутренняя оппозиция Турции объединилась против Эрдогана. Внутри партии ПСР произошёл большой раскол. Основатели партии вышли из её рядов благодаря политике Эрдогана. Чтобы завуалировать происходящее, Эрдоган старается перенаправить внимание общественности на север и восток Сирии, объявляя эти районы «угрожающими безопасности» Турции. И это – несмотря на все усилия Автономной администрации северной и восточной Сирии, Сил демократической Сирии (СДС) и США.
Договорённости, достигнутые между СДС и Турцией при посредничестве Америки, нарушили все планы Эрдогана по этому региону. Последние его заявления свидетельствуют об этом. Он называет договорённости ловушкой.
Встреча между Россией, Турцией и Ираном, состоявшаяся в Анкаре 16 сентября, преследовала цель договориться по регионам северной и восточной Сирии и курдам. Суть этих договорённостей состояла в том, что в случае атаки Турции против северо-восточной Сирии Иран и Россия будут молчать. В то же время режим Сирии делает заявление, пытаясь надавить на СДС, обвинив их в терроре. Польза, которую Эрдоган собирается извлечь из всего этого, – добиться на встрече с Трампом, которая пройдёт в США, его согласия на турецкую агрессию в северной и восточной Сирии. При этом Эрдоган хорошо понимает, что влияние Ирана и России не распространяется на этот регион.
Опасность турецкой агрессии против наших регионов остаётся. Не надо убеждать себя в обратном и расслабляться.
– СДС вывели свои подразделения с точек базирования и передали контроль в руки местных военных советов. Базы СДС разрушены. Но если турецкие оккупанты начнут наступление на регионы, кто будет нести ответственность за это?
– Это очень чувствительная тема. Турецкие ВС присутствуют на границе и продолжают наращивать свою мощь. Эрдоган продолжает сыпать угрозами, турецкие самолёты барражируют небо региона. Нам нельзя забывать, что последние заявления Турции и США, последовавшие после объявления о достигнутых договорённостях между Турцией и СДС, делают возможным следующее: в любой момент Турция может заявить о бесполезности договора и атаковать регионы северной и восточной Сирии.
Разрушив свои базы и отведя войска, СДС доказала всему миру, что не несёт Турции никакой угрозы. Да, мы разрушили базы, но это не значит, что мы отказались от своих принципов по защите региона. Мир должен знать, что Автономная администрация и СДС сделали в этом направлении серьёзные шаги, выполнив всё требуемое в рамках договорённостей. Мировое сообщество, ООН и США должны, в свою очередь, исполнить и свой долг и не допустить наступления Турции на наши регионы, хотя бы потому, что мы вели жесточайшую войну с ИГИЛ* и победили в ней.
– Тысячи боевиков сегодня находятся в тюрьмах Автономной администрации. Около 71 тысячи членов семей боевиков ИГИЛ живут в лагерях, расположенных на нашей территории. Что может последовать за турецкой агрессией, если она произойдёт?
– Прежде всего любая агрессия против регионов северной и восточной Сирии – попрание международных законов и прав человека. Цель таковой – оккупация региона, что недопустимо по международным нормам. Разделение сирийской земли и присоединение её части к другому государству противозаконно. Будет разрушена жизнь общества в самом спокойном регионе Сирии, мир, существующий между народами – курдами, арабами и христианами, населяющими регион, подвергнется большой опасности.
Как вы заметили, большое количество боевиков ИГИЛ и их семей находятся на нашей территории. Любое нападение на регион откроет террористам возможность бежать, что станет огромной угрозой всему миру.
С начала сирийского кризиса проводились многочисленные форумы, занимавшиеся урегулированием ситуации в Сирии. Однако представители северной и восточной Сирии были отстранены от участия в них. Недавно Генсек ООН Антонио Гутерреш объявил об окончательном формировании конституционного комитета Сирии. И вновь в списках комитета нет представителей Автономной администрации. Почему это происходит?
Есть две причины. Первая: до сих пор нет решения по способам урегулирования в Сирии. До сих пор крупные игроки, занимающиеся сирийским кризисом исключительно в своих интересах, не обозначили пути урегулирования, осуществляют здесь свои интересы, углубляя кризис. Женева уже «приказала долго жить». Говорят, конституционный комитет Сирии сформирован, его члены определились с фундаментальными пунктами основного закона страны. Но работа прогнозируется на долгие годы.
Вторая, главная, причина в том, что силы, связанные с урегулированием кризиса, не хотят присоединения к процессу держателей папки демократического проекта, потому что демократические силы, представляющие всё население северной и восточной Сирии, найдут решение по кризису сами, не нуждаясь в помощи «заинтересованных» сторон. Турцию абсолютно не устраивает, чтобы население северо-востока Сирии, особенно курды, участвовали в процессе разработки новой конституции Сирии.
Что касается конституционного комитета, то Конституция, работа над которой не охватывает всё население страны, не представляет интересов всего сирийского народа.
– Что требуется от жителей северной и восточной Сирии в сложившихся условиях?
– Все жители региона – курды, арабы, суриане и кельдане – должны крепить своё единство, сплотившись вокруг Автономной администрации и вооружённых сил, чтобы защитить свою демократическую систему, не забывая о крови, пролитой за неё. Во всех сферах – социальной, военной и других – крепить способность противостоять любой агрессии, занимаясь подготовкой в каждой ячейке общества, не надеясь на внешние силы, а надеясь исключительно на свою систему обороны и силы, гарантирующие её.
*-террористическая организация, запрещённая на территории РФ