Запад или Восток: какой путь выберет Турция?

Президент Эрдоган попытался перестроить страну по своему образу и подобию, сделав ее социально консервативной, политически исламистской и ближневосточной, с конечной целью возродить статус великой державы.

На протяжении сотен лет Османская империя господствовала над территорией, на которой сегодня расположено около 50 суверенных стран. Однако, начиная с XVIII века, некогда могущественная империя вступила в длительный и устойчивый период упадка. Постепенно осознавая слабость своего государства по сравнению с Европой, поколения османских султанов начали заимствовать институты, законы и традиции у великих держав Европы, чтобы возродить величие Османской империи.

Мустафа Кемаль Ататюрк, основавший современную Турцию в 1923 году после распада Османской империи, усовершенствовал эту модель, перестроив страну по своему образу и подобию как светское, ориентированное на Запад и европейское общество. Копируя европейцев - мировые державы межвоенной эпохи - в государственном строительстве, он стремился вывести Турцию на траекторию, которая в конечном итоге возродит статус великой страны.

Появился президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который с 2003 года пытается изменить облик страны, сделав ее социально консервативной, политически исламистской и ближневосточной. Его конечная цель: возрождение статуса великой державы Турции. Однако его стремление к величию для Турции не является чем-то необычным. Во многом оно совпадает с давней политикой, которая формировала прежних лидеров его страны, от поздних османских султанов до Ататюрка.

Но путь Эрдогана отличается от пути его предшественников. В то время как другие подстраивали Турцию под Запад и копировали Европу, чтобы восстановить ее глобальное влияние, Эрдоган выбрал неортодоксальную модель: его цель - сделать Турцию великой самостоятельной державой сначала на Ближнем Востоке, а затем и во всем мире.

В конечном счете, Турция является одновременно европейской и ближневосточной страной, и я верю, что в итоге она окажется где-то посередине между видением Ататюрка и Эрдогана, принимая свои неисключительные идентичности: европейскую и ближневосточную, светскую и исламскую, западную и восточную.