Заговорщики проиграли: идеи Оджалана распространились по всему миру

В то время как заговор международных сил, ориентированных на НАТО, – заговор, направленный против лидера Абдуллы Оджалана, – провалился, парадигма Оджалана стала универсальной.

Прошло 24 года с тех пор, как курдский национальный лидер Абдулла Оджалан был доставлен в Турцию в результате международного заговора 15 февраля. Там он был помещен в тяжелые условия изоляции, в закрытую тюрьму строгого режима типа F на острове Имралы.
Как был устроен заговор, который курдский народ называет «Черным днем», и какова его цель?
После распада Советского Союза условия изменились в пользу западного империалистического блока. Гегемонистские державы во главе с Организацией Североатлантического договора (НАТО), которая была создана в 1949 году под руководством Соединенных Штатов Америки (США), начали перекраивать географию Ближнего Востока, используя образовавшийся после падения СССР политический вакуум.
Этот план нового дизайна региона впоследствии стал известен как проект Большого Ближнего Востока (ББВ). План, субподрядчиками которого на уровне президентов выступили Испания и Турция, был впервые объявлен миру 7 августа 2003 года Кондолизой Райс, советником по национальной безопасности президента США Джорджа Буша-младшего, в статье под названием «Трансформация Ближнего Востока».
В рамках этого проекта во многих странах, таких как Афганистан, Ирак, Египет, Тунис, Ливия и Сирия были проведены последовательные интервенции. Турции, со своей стороны, отводилась роль «логистической базы».
Интервенции проводились по различным причинам. Энергетические ресурсы стран были переданы западным компаниям, однако реализация плана была возможна только путем устранения революционных и освободительных сил и их лидеров в регионе.
Заговор был начат силами, за которыми стоят США, Англия и Израиль.
УГРОЗА НА СИРИЙСКОЙ ГРАНИЦЕ
В 1998 году, когда Сулейман Демирель стал президентом, на президента Сирии Хафеза Асада было оказано давление с целью вывезти Оджалана из Сирии. Атилла Атеш, командующий турецкими сухопутными войсками, который окончил немецкую военную школу и некоторое время исполнял обязанности военного атташе Турции в Бонне (тогдашняя столица Германии), сделал заявление.
16 сентября 1998 года во время своего визита в командование пограничной дивизии в районе Хатай Рейханлы, Атеш обратился к Сирии по поводу Оджалана: «Турецкая нация сейчас подошла к такому моменту, когда ее добрая воля на исходе. Наше терпение на исходе. Не злоупотребляйте нашим терпением».
После угроз Атеша президент Сулейман Демирель также пригрозил военным вмешательством в Сирии. Демирель на открытии парламента 1 октября сказал: «Сирия придерживается политики открытой враждебности по отношению к Турции. Она продолжает оказывать активную поддержку РПК. Я еще раз заявляю всему миру, что мы оставляем за собой право на ответные действия против Сирии, которая не отказалась от враждебного отношения к Турции, от своей враждебной позиции, несмотря на все наши предупреждения и мирные инициативы, и что наше терпение скоро иссякнет». Он пригрозил Сирии «войной».
РОЛЬ НАТО
В то время как угрозы «войны» со стороны Атеша и Демиреля продолжались, из западных стран начали поступать заявления о поддержке и об «оправдании законных интересов Турции в области безопасности и ее беспокойства». Получив поддержку от своих союзников по НАТО, Турция перешла ко второму этапу – к эскалации напряженности: она объявила пребывание Оджалана в Сирии «поводом для войны».
После этого заявления Турция начала наращивать военное присутствие на линии границы. Под давлением международных сил Оджалан покинул Сирию 9 октября 1998 года, и отправился в Грецию; однако Греция не согласилась с пребыванием Оджалана в стране.
Альянс НАТО не только сформировал условия для турецкого натиска на Сирию, но и продолжил расширять заговор. Впоследствии Оджалан не был востребован Грецией, в которую его приглашали. Саввас Календеридис из греческой Национальной разведывательной организации, которому было поручено управлять процессом, направленным против Оджалана, позже лично объяснит эту ситуацию. В
интервью курдскому журналисту Норальдину Вайси 21 мая 2013 года, Календеридис дал некоторые подсказки о роли НАТО. Календеридис отметил, что процессом управлял блок НАТО и что начальник разведки, имя которого он не назвал, сказал Оджалану в аэропорту, что «Греция, как государство-член НАТО, не может разместить его в своей стране».
США: ОДЖАЛАН ДОЛЖЕН БЫТЬ ВОЗВРАЩЕН В ТУРЦИЮ
Оджалан, приехавший в Москву по приглашению Думы, нижней палаты российского парламента, был встречен сотрудниками российских служб безопасности и бывшим вице-председателем Думы Владимиром Владимировым.
«Политическое убежище», которое Оджалан попросил у России, не было ему предоставлено. После отказа России принять Оджалана, Турцией и Россией был подписан проект договора «Голубой поток» для закупки российского газа.
Поскольку Россия усилила свое давление, Оджалан повернул в сторону Италии 12 ноября.
Массимо Д'Алама, премьер-министр от левой демократической партии Италии, первоначально занял позитивную позицию по отношению к инициативам своего партнера по коалиции, Коммунистической партии; однако тот факт, что Италия, страна НАТО, имела левое правительство, мало что изменил. Вскоре стало ясно, что оно не сможет ни действовать независимо, ни противостоять растущему давлению.
Президент США Билл Клинтон, руководитель страны-основателя НАТО, угрожая премьер-министру Италии Массимо Д'Алема, которому он позвонил по телефону 24 ноября 1998 года, сказал: «Избегайте исторической ошибки». Д'Алема больше не мог выдерживать давления со стороны Соединенных Штатов.
При этом Америка и ее союзники по НАТО предпринимали шаги к тому, чтобы Оджалан отправился в страны третьего мира с «нечистыми административными системами», – в страны, в то же время контролируемые США и союзниками по НАТО.
Календеридис также коснулся этого вопроса в том интервью, которое он дал Вайси. Он объяснил цель давления США на Италию: «Американская делегация высокого уровня посетила Италию и попыталась убедить отправить Оджалана в страну, где царит беззаконие, и где он мог быть легко похищен».
Премьер-министр Италии Д'Алема в интервью, которое он дал Рехе Эрусу из турецкой газеты Hürriyet 15 мая 2013 года, сказал: «Турция постоянно посылала ноту за нотой, а мы искали решение. Тогда президент США Билл Клинтон вмешался. Он позвонил мне и сказал: «Оджалан – террорист, которого нужно вывезти в Турцию».
США, КЫРГЫЗСТАН, ГРЕЦИЯ...
Оджалан был отправлен обратно в Россию 16 января 1999 года на самолете, который выделил премьер-министр Италии. Это случилось спустя 66 дней. На следующий день после прибытия Оджалана в Россию, ему было передано сообщение премьер-министра Примакова: «Наше правительство не разрешает вам оставаться здесь. Вы должны покинуть Россию в течение трех дней... но мы определим место вашего назначения».
Оджалан был тайно доставлен в Бишкек, столицу Кыргызстана, на грузовом самолете. Оджалана держали в деревенском доме в течение 8 дней, прервав его
связь с миром. Затем он был доставлен обратно в Афины 29 января. Оджалан был доставлен в дом писательницы Вулы Дамьянаку. Хараламбос Ставракакис, глава греческой секретной службы EYP, который знал о приезде Оджалана в Грецию, но не знал, где он остановился, попросил своего заместителя, Савваса Калентеридиса, определить местонахождение Оджалана.
Затем в доме отставного адмирала Антониса Наксакиса, который поддерживал тесные отношения с Оджаланом, был произведен обыск.
Министр иностранных дел Теодорос Пангалос Паксакис передал Оджалану через отставного адмирала Наксакиса, с которым он встретился 30 января, следующие слова: «Добро пожаловать в нашу страну. Мы хотим встретиться с вами. Будут предприняты необходимые юридические действия. Другого подхода не будет. В этой связи мы хотим конкретно обсудить вашу ситуацию. Я буду присутствовать на этой встрече».
Оджалан, который пришел на место встречи с Наксакисом, надеялся встретиться с министром иностранных дел Пангалосом, но встретился с сотрудниками греческой разведки, с офицерами Ставракакисом и Календеридисом.
Ставракакис пригрозил Оджалану: «Мы даем вам время до 04:00 утра; в противном случае, мы силой сделаем то, что нам нужно».
ПЛАН ГРЕЦИИ
Увидев негативное отношение греческого правительства Оджалан предложил отправиться в Нидерланды; однако, Ставракакис отклонил это предложение, утверждая, что Нидерланды могут экстрадировать Оджалана в Грецию в соответствии с Шенгенским соглашением, поэтому был предпринят поиск третьей страны, не входящей в Шенгенское соглашение, и этот выбор пал на Беларусь.
Согласно плану, Оджалан должен был быть сначала доставлен в Минск, а затем в Нидерланды вторым самолетом, что предотвратило бы его экстрадицию в Грецию.
Но Греция не стала придерживаться этого плана. Самолет, который должен был доставить Оджалана в Нидерланды, продержали в минском аэропорту 7 часов, и в итоге он не прибыл на место назначения.
Когда самолет не прилетел, Оджалана попытались снять с греческого самолета, на котором он летел. Оджалан воспротивился этому и затем он вернулся в Афины на том же самолете примерно в 04:00. В ту же ночь Оджалан был доставлен на остров Корфу, где расположены американские и британские военные базы. Его просьба отправиться в Сербию была отклонена.
БЕНЗИНОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Позже стало известно, что пока все это происходило в Минском аэропорту (31 января), ситуация с Оджаланом была предметом переговоров между российским премьер-министром Примаковым и американскими нефтяными компаниями на встрече Всемирного экономического форума, состоявшейся в Давосе 30 января. В этом соглашении, которое войдет в историю как «Давосское соглашение», было зафиксировано, что бензин Казахстана будет распределяться через Россию, а бензин Азербайджана – через Турцию. В соответствии с данным соглашением, Турция не будет препятствовать распределению казахстанского бензина Россией через Дарданеллы и Стамбульский пролив. Взамен русские разрешили строительство трубопровода Баку-Джейхан и указали, что они не примут прошение о предоставлении убежища Оджалану.
США: ВЫВЕДИТЕ ЕГО ИЗ ГРЕЦИИ И НЕ ВМЕШИВАЙТЕСЬ В ОСТАЛЬНОЕ!
Утром 1 февраля Пангалос сообщил США, что Оджалан находится в Греции, сделав это через посла США в Афинах Николаса Бернса. Затем Бернс проинструктировал Пангалоса: «Хорошо, вывезите его из Греции, не вмешивайтесь в остальное».
Вечером того же дня офицер разведки Календеридис, приехавший к Оджалану, который содержался в разведывательном центре на Корфу, сказал ему: «Все идет неплохо! Я говорил с Пангалосом, он извиняется перед вами. Он сожалеет о своем плохом поведении. Мы нашли решение, мы отвезем вас в одну из африканских стран. Вы временно останетесь здесь под гарантии греческого правительства, в течение этого времени ваш паспорт будет подготовлен и затем вас отвезут в Южно-Африканскую Республику».
Когда Оджалан попытался выразить свои сомнения по поводу этого предложения, Календеридис сказал ему: «Вы останетесь в нашем посольстве в Африке. Это греческие земли, у них есть иммунитет. Ни одна сила кроме нас, не может вмешаться, и вы останетесь там в безопасности. Ваша безопасность будет обеспечена».
КЕНИЯ
Календеридис, который не упоминал Кению на этой встрече с Оджаланом, позднее заявил, что этот пункт назначения был промежуточной остановкой, чтобы отправиться в Южную Африку. Оджалан, сопровождаемый Календеридисом, был вывезен с острова Корфу и отправился на так называемом африканском самолете.
Автомобиль, доставивший Оджалана в аэропорт, останавливался по пути 7 раз, а водителя сменили в 100 метрах от аэропорта. Автомобиль, двигавшийся с новым водителем, врезался в крыло самолета. Поэтому Оджалан был перевезен на другой самолет, из Швейцарии, который был задержан на секретном военном аэродроме, и оттуда его перевезли в Кению.
«Я ИСКАЛ ВАС В ТЕЧЕНИЕ 20 ЛЕТ».
Самолет-невидимка из Швейцарии, организованный натовским «Гладио» или ЦРУ, приземлился в аэропорту Найроби в Кении. Оджалана встречал греческий посол в этой стране – Георгис Костулас. Он сказал следующее: «Я был руководителем подразделения в НАТО, которое искало вас в течение 20 лет. Я неожиданно нашел вас».
КООРДИНАЦИОННЫЕ СОВЕЩАНИЯ
3 февраля 1999 года, когда Оджалан находился в Кении, Катурима, постоянный секретарь Министерства иностранных дел Кении, встретился с послом Греции, Джорджем Костуласом. В тот же день делегация во главе с начальником разведки Израиля Давидом Иври и официальные лица из Министерства иностранных дел Турции, турецкой разведки и Генерального штаба, собрались в Анкаре. Эти встречи продолжились и 4 февраля с участием ЦРУ.
ЦРУ предложило заместителю министра иностранных дел Турции Шенкалу Атасагуну захватить Оджалана в Кении и доставить его в Анкару. Премьер-министр Турции, Бюлент Эджевит, позже сказал: «Мы получили известие о том, что Оджалан может быть доставлен из Африки 4 февраля. Тогда этот механизм был приведен в действие».
Тем временем на Оджалана оказывалось всевозможное давление, чтобы заставить его покинуть дом греческого посла в Кении, где он находился. Оджалан не принял эти предложения, считая их неудобными с точки зрения безопасности. Позднее он заявил, что был изгнан из посольства и обречен на уничтожение, и, что «когда этого не произошло, был введен в действие план Имралы».
ПЛАН УБИЙСТВА ОДЖАЛАНА
Пока все это происходило в Кении, шла подготовка к полету самолета, который должен был доставить Оджалана в Турцию. Самолет отправился в угандийский Аэропорт Энтеббе из Стамбула 10 февраля 1999 года. Позже стало известно, что этот самолет типа Falcon 900B, изготовленный французской компанией Dassault с регистрационным знаком TC-CAG принадлежал бизнесмену Чавиту Чаглару. Наиболее важной особенностью самолета было то, что он мог лететь без остановки в течение 7 часов.
В письме, которое направил должностным лицам аэропорта Энтеббе Мехмет Дюльгероглу (сотрудник авиакомпании Gözen Airlines, предоставляющий услуги по обеспечению безопасности в турецких аэропортах, который вел переписку с угандийскими властями) говорилось: «Оператор: Nergis Airlines, Тип воздушного судна: Falcon 900B, Номер: TC-CAG, Назначение: Для бизнеса – частный самолет».
Василис Папаиоанну, заместитель министра иностранных дел Греции, позвонил послу Костуласу 13 февраля, чтобы заставить Оджалана покинуть посольство и передал указание Пангалоса в рамках плана по похищению и уничтожению. Этот план сошел на нет из-за сопротивления Оджалана; однако на этот раз Афины решили организовать в Греции специальную оперативную группу из 4 человек, чтобы вывезти Оджалана из посольства.
Цель этого плана стала ясна со слов тех, кто впервые встретил Оджалана в Имралы: «Если бы греческая полиция полиция забрала бы вас из греческого посольства, мы бы подготовились, мы бы убили вас».
ЧТО ПРОИЗОШЛО В НОЧЬ НА 14 ФЕВРАЛЯ
Греческий посол Георгис Костулас, который пришел в посольство утром 15 февраля 1999 года, был доставлен к Катурима, постоянному секретарю Министерства иностранных дел. После встречи, которая состоялась здесь, Костулас вернулся домой вечером, взяв с собой Савваса Календеридиса.
Там Костулас заявил, что срок, отведенный для Оджалана, истек 15 февраля и что он должен покинуть посольство. Костулас ответил на просьбу Оджалана дать ему еще один день: «Я не могу дать гарантий в отношении того, что может произойти ночью».
Через несколько часов после этой встречи 5 автомобилей с кенийскими государственными номерами были припаркованы возле дома посла Греции Костуласа, где находился Оджалан. Начальник разведки Кении, Ноан Арап Та, приехавший на одной из этих машин, впервые встретился с Оджаланом после встречи с Костуласом. Оджалан заявил, что он не уйдет из дома без гарантии правительства. Ноан Арап Та сказал: «Самолет готов, улетайте как можно скорее. Приближается ночь, я не могу дать гарантии в отношении того, что произойдет ночью».
По настоянию Оджалана, Ноан Арап Та на этот раз пошел дальше и сказал: «Если вы не выйдете, ночь будет плохой для вас, мы не хотим проливать кровь в нашей стране». Когда Оджалан не захотел покинуть этот дом, где он находился, посол Костулас и офицер разведки Календеридис вмешались.
Календеридис пообещал гарантии от имени греческого правительства. Это заверение послужило причиной выхода Оджалана из посольства.
Несмотря на все возражения и споры в саду дома посла Костуласа, кенийская полиция заставила Оджалана выйти из посольства, сесть в их автомобиль на глазах у Костуласа и
Календеридиса. Команда, которая должна была доставить Оджалана в Турцию, поселилась в гостинице «Энтеббе Лейк Виктория» в Кампале, столице Уганды, и ожидала новостей из Кении.
Оджалан был похищен из дома посла Костуласа, – дома, который официально считается греческой территорией, и был доставлен в Турцию и помещен в тюрьму Имралы.
О передаче Оджалана Турции объявил общественности тогдашний премьер-министр Бюлент Эджевит.
В заявлении, которое он сделал позже, Эджевит выразил удивление тем фактом, что Оджалана привезли в Турцию и сказал: «Я до сих пор не понимаю, почему Америка отдала нам Абдуллу Оджалана».
ПАРАДИГМА ОДЖАЛАНА
Процесс заговора, направленный на ликвидацию Оджалана и РПК, продолжился в тюрьме строгого режима Имралы типа F. Оджалан выдвинул свою «демократическую, экологическую и женскую» парадигму, направленную против капиталистической системы. Он сделал это в условиях жесткой изоляции.
Оджалан стал лидером благодаря своими идеям, построенными на идеале существования общества без государства. Позиция и идеи Оджалана, высказанные им в Имралы, в значительной степени свели на нет то, против чего был направлен заговор. Курдская проблема перестала быть проблемой, застрявшей где-то между «Турцией, Сирией, Ираном и Ираком». Она приобрела международный характер.
Парадигма Оджалана стала универсальным центром притяжения для недовольных капиталистической системой, для угнетенных народов, феминисток и социалистов.
Курды, действуя в соответствии с идеями Оджалана, добились больших успехов в тех регионах, где они живут.