«Давайте менять систему, а не климат» – так звучит лозунг климатического лагеря, который проходил в Венеции с 7 по 11 сентября. Делегаты и активисты со всего мира собрались в итальянском городе, который живет под угрозой затопления из-за приливов. В эту же неделю в стране шел Венецианский кинофестиваль, который широко освещался в мировых СМИ; активисты тем временем посетили климатический лагерь, чтобы привлечь внимание к назревшему кризису с начать коллективные действия за климатическую справедливость.
Центральной темой третьего в ряду подобных мероприятий климатического лагеря стала деколониальность. Выступили экофеминистский автор и активистка Вандана Шива, Ильхам Равут («Друзья Земли») и Марио Альберто Кастильо (Asamblea de Pueblos Indigenas del Istmo en Defensa de la Tierra y el Territorio). Хавин Гюнесер, представитель Международной инициативы «Свободу Абдулле Оджалану – мир в Курдистане», принял участие в дискуссии на тему деколонизации.
Вандана Шива подчеркнула, что Земля – «общий дом» человечества, а Равут назвала экологию «взаимодействием между всеми созданиями». Представитель Международной инициативы, рассказавший собравшимся об основах политического подхода курдского лидера Оджалана, заявил, что «капиталистическая система пытается навязать понимание экологии как крайне изолированного способа взаимодействий, которые не включают человеческие отношения (...), но на деле экология является наукой обо всех этих отношениях, включая человеческое общество».
Оджалан, добавил Гюнесер, описывал борьбу против колониализма как не только физическую, но и идеологическую. В настоящий момент люди стали зависимы от своего положения наемных работников до такой степени, что их зависимость приводит к воспроизводству иерархической системы.
Напоминая о борьбе курдского освободительного движения против бандформирований Исламского государства* и победе курдских женщин-бойцов в этой войне, он напомнил, что за курдской революцией стоит нечто большее, требующее внимания. Каждый должен задуматься, как именно процесс колонизации позволил произойти тому, что мы видим сегодня, и какие именно отношения позволили этому случиться.
«Абдулла Оджалан и курдское освободительное движение изучают историю, связывая события прошлого с настоящим, чтобы иметь возможность представить себе другую жизнь и подумать, как мы можем вернуть себе её очарование», - добавил Гюнесер.
Центральное место в идеологии Оджалана занимает умение задавать вопросы и подходить ко всему критически, чтобы не возродить иерархию и не вернуть порабощение в нашу жизнь.
Таким образом, в рамках философии курдского освободительного движения и подхода Абдуллы Оджалана задача заключается не в том, «как нам получить лучшую долю рабочего, а как нам не стать порабощенным рабочим», пояснил он. В этот момент Вандана Шива вмешалась, сказав: «Сначала нам говорили, вы можете быть лишь рабочими и зарабатывать на жизнь. Забудьте о своей земле. Забудьте свое прошлое. Забудьте, что вы знали прежде. А теперь нам говорят, что работники не нужны, потому что искусственный интеллект сделает всё за нас». Такое разрушение отношений между человеком и природой представляет опасность не только для окружающей среды, но и для самого человеческого общества, подчеркнули выступавшие. В этом контексте лектор упомянул термин Оджалана социоцид, а Вандана Шива добавила: «В этот момент, когда нам угрожает вымирание, мы способны построить другой мир. Для этого нужны, как сказал Гюнесер, глубокая любовь, солидарность, вера в нашу землю и доверие человечеству».
«Курды уже долгое время живут на грани истребления, уничтожения их земли и их самих как культурной и языковой группы. Поэтому они начали подвергать сомнению и переосмысливать все. Их земли – поле сражений третьей мировой войны, где курды борются за жизнь и каждый день творят революцию, потому что знают, что революции не происходят в одночасье», - подчеркнул представитель инициативы.
Разрушительную природу капитализма часто описывают, приводя в пример созданное им оружие, тогда как Оджалан заявил, что величайшим оружием капитализма является «его способность изменять наш менталитет», а также подталкивать людей к мысли о том, что «альтернативный образ жизни» невозможен, сказал представитель Международной инициативы.
Гюнесер рассказал о том, как курды строят свою жизнь и создают организации в Рожаве, Махмуре, Бакуре, Шенгале и других места, сосуществуя бок о бок с другими общинами. Если сейчас у нас и нет понимания, как нам выйти из цикла капитализма, «мы должны наметить философию и идеологическую стратегию того, как это можно сделать», подчеркнул он, добавив, что «сначала борьба должна идти в умах, чтобы мы смогли снова стать единым сообществом и вернуться к гармонии с природой. Без этого 1% будет править нами, как они и делают сегодня. Они делают ставку на то, что мы боимся, и на то, что мы не будем сотрудничать друг с другом».
Призыв Оджалана представить себе нечто большее и действовать сообща перекликается с последними словами Альберто Кастильо Кинтеро, который сказал: «У нас есть мечта о том, что однажды мы сможем собраться, придя из разных частей мира, и действовать сообща, сражаясь против нынешней системы».
* - террористическая организация, запрещена в РФ