В Турции на повестку дня вышло убийство крайне правого ученого
Убийство известного ультраправого турецкого ученого в очередной раз показало, как тесны отношения между турецкой полицией, ультраправыми организациями и преступными группировками.
Убийство известного ультраправого турецкого ученого в очередной раз показало, как тесны отношения между турецкой полицией, ультраправыми организациями и преступными группировками.
Убийство известного ультраправого турецкого ученого в очередной раз показало, как тесны отношения между турецкой полицией, ультраправыми организациями и преступными группировками. Однако, это событие имело и другие последствия – оно вызвало раскол между двумя политическими партиями Турции.
30 декабря был убит Синан Атеш, ученый, бывший политик и экс-председатель турецкой экстремистской и радикальной организации «Серые волки». Это событие до сих пор занимает центральное место в повестке дня страны. На этой неделе в связи с инцидентом были арестованы 16 человек, включая двух сотрудников полицейского спецназа.
Полиция арестовала члена преступной банды Догукана Джепа, который был организатором убийства. Джеп скрывался от правосудия в течение пяти лет, а в 2018 году был приговорен к 62 годам лишения свободы по нескольким пунктам обвинения, включая участие в деятельности банды наркоторговцев.
На допросе в полиции Джеп заявил, что убийцы планировали не убивать Атеша, бывшего главу ультраправой Партии националистического движения (ПНД), а ранить в качестве угрозы. По словам Джепа, он был зол на Атеша за то, что тот не помог ему в юридическом вопросе, когда всё ещё был главой «Серых волков».
Турецкая полиция утверждает, что арестованные сотрудники спецназа сопровождали стрелка, единственного подозреваемого, который до сих пор находится в бегах, на пути в Анкару. Ему помогли беспрепятственно пройти контроль безопасности на дороге. Киллер совершил убийство позже, после того как группа следила за передвижениями Атеша в течение двух дней.
Убийство еще раз показало суть тесных отношений между турецкой полицией, ультраправыми организациями и преступными группировками, а также вызвало раскол между двумя политическими партиями.
В пятницу Кемаль Кылычдароглу, лидер оппозиционной Республиканской народной партии (НРП), раскритиковал молчание Девлета Бахчели, лидера ПНД, по поводу убийства Атеша. Кылычдароглу напомнил политику о его фотографиях, где тот снят в компании мафиозных боссов.
«Если вы будете продолжать делать снимки с членами преступных группировок, то молодежь вокруг вас начнет играть в подобные мафиозные игры. Вы подтолкнете окружающую вас молодежь к такому образу жизни, а потом вам не удастся избежать наказания за сдачу 3-4 наркодилеров», – написал Кылычдароглу в Твиттере, ссылаясь на предполагаемую политическую подоплеку убийства.
Политик ПНД ответил Кылычдароглу в той же соцсети, заявив, что его партия не имеет никаких связей с мафией.
Атеш ушел из организации «Серые волки» в 2020 году, сославшись на необходимость заняться научной работой в качестве оправдания. Он поддержал Бахчели, когда группа под руководством политика Мераль Акшенер вышла из партии и создала конкурирующую «Хорошую партию» в 2017 году. Однако, факт того, что у него были проблемы с нынешним руководством «Серых волков», был широко известен.
Акшенер посетила семью Атеша после убийства и сообщила, что родственники убитого не хотят, чтобы инцидент был вынесен в парламент и обсуждался на таком уровне.
Сейчас многие комментаторы обсуждают убийство Атеша, говоря, что это был «второй Сусурлук». Они подразумевают автокатастрофу 1996 года в западной провинции Турции, Балыкесире, – тогда погибли Абдулла Чатлы, ультраправый политик и бывший боевик, находившийся в розыске за многочисленные убийства и торговлю наркотиками, Хусейн Коджадаг, офицер полиции, и Гонджа Ус, встречавшаяся с Чатлы. Ещё один человек – Седат Буджак, правый член парламента Турции, – был ранен.
Это происшествие раскрыло разветвленную сеть, которую в Турции обычно называют «глубинным государством». Отношение к этой структуре имеют сотрудники полиции, «Серые волки» и политики. В докладе, подготовленном парламентской следственной комиссией в 1997 году, утверждалось, что некоторые государственные структуры даже использовали «Серых волков» для незаконной деятельности.