Курдистан

В Сиирте продолжаются протесты против узурпации муниципалитета

В Сиирте проходят демонстрации после смещения демократически избранных сомэров и назначения на их место ставленника режима. Протестующие призывают правительство отменить это решение.

В курдской провинции Сиирт идут акции протеста после того, как Министерство внутренних дел Турции отстранило от должности сомэров Софию Алагаш и Мехмета Кайси, членов Партии народного равенства и демократии (ПНРД). Перед неправомерным смещением законно избранных председателей местного совета Софию Алагаш приговорили к более чем шести годам тюремного заключения якобы за членство в Рабочей партии Курдистана (РПК), которую турецкие власти считают террористической организацией. Этот приговор связан с предъявленным в 2022 году обвинением нескольким работникам курдских СМИ в «терроризме» за их работу в свободной прессе. София Алагаш в то время возглавляла женское информационное агентство JinNews. Около года она находилась в предварительном заключении в рамках уголовного разбирательства по этим обвинениям.

В субботу сотни людей приняли участие в демонстрации, организованной ПНРД, Демократической партией регионов (ДПР) и Движением свободных женщин (ДСЖ). Протестующие потребовали от правительства отменить решение об отстранении законно избранных сомэров от должности.

Мустафа Даянан, сопредседатель провинциальной ассоциации ПНРД, заявил, что этим шагом Анкара в очередной раз показывает свое пренебрежение волей курдов.

Он рассказал о «рутинном механизме переворота», который используют власти в Анкаре против политического представительства курдского населения и других меньшинств. По словам Мустафы Даянана, это «уникальная черта турецкого фашизма», который с отстранением Алагаш в очередной раз продемонстрировал, «как систематически уничтожаются последние элементы демократии и верховенства права в Турции». «Но правительству, которое пренебрегает волей народа, рано или поздно придется заплатить за это высокую цену», – подчеркнул он.

Депутат ПНРД в Ширнаке Науроз Уйсал Аслан сказала: «Курды оказывают сопротивление политике геноцида. Массовые убийства в Дерсиме, Зилане и Агири – подтверждение этой несправедливости. В Сиирте находится Невала Кесаба, символ сопротивления и геноцида. Абдулла Оджалан противостоял условиям ужесточенной изоляции с 1999 года. Борьба продолжается – от Имралы до Тишрина и Сиирта. Свобода начнется на Имралы и придет на улицы Сиирта. Курды хотят достойного мира. Народ уже многого достиг благодаря сопротивлению. И благодаря ему же мы сели за стол переговоров».

Первым официальным указом губернатор Сиирта, назначенный из Анкары, приказал водрузить огромный турецкий флаг у входа в здание муниципалитета, которое сейчас похоже милитаризированную зону из-за массового присутствия полиции. Депутат от ПНРД Камуран Танхан, участвовавший в демонстрации, назвал это «выражением страха» со стороны власть имущих, которыми, по его словам, движет «мировоззрение оккупанта».

«Привести сотни солдат и полицейских к зданию мэрии и взять его в оцепление – это действие, которое более чем ясно показывает страх перед волей народа. Это символ оккупации, грабежа, узурпации», – сказал Танхан, указав на «традицию», когда назначенцы в Курдистане злоупотребляют властью, образовывая семейные кланы и погружая города в коррупцию.

«Мы этого не допустим. Мы будем бороться и отвоюем наши муниципалитеты», – подчеркнул он.

В марте 2024 года на местных выборах Алагаш и Кайси были избраны сомэрами Сиирта. Они набрали около 50% голосов, несмотря на то, что режим свез в город тысячи избирателей-призраков – солдат, полицейских и других государственных служащих, которые не живут в Сиирте, но были включены в избирательный список, чтобы отдать голос за Партию справедливости и развития (ПСР). Такой же сценарий разворачивался почти во всех курдских провинциях и городах. Тем не менее, ПНРД смогла победить в 78 муниципалитетах и тем самым улучшить свой результат на предыдущих местных выборах в 2019 году. Но теперь уже восемь местных советов, где победу одержала ПНРД, были узурпированы правительством. В двух округах Стамбула, где победила Народно-республиканская партия (НРП), также были смещены законно избранные мэры и заменены провластными ставленниками.