Убийство «33-х пуль»: ни справедливости, ни стыда
Прошло 79 лет со дня так называемого «убийства 33-х пуль» (инцидента Муглали), но государство по-прежнему считает командующего армией и генерала Мустафу Муглали, отдавшего приказ о расправе, героем.
Прошло 79 лет со дня так называемого «убийства 33-х пуль» (инцидента Муглали), но государство по-прежнему считает командующего армией и генерала Мустафу Муглали, отдавшего приказ о расправе, героем.
Адвокат Жиян Озкаплан говорит, что со стороны турецких властей в этой ситуации не видно ни справедливости, ни стыда.
Одна из родственниц жертв множественного убийства, адвокат Жиян Озкаплан, подчеркнула, что с момента кровавой расправы прошло 79 лет, но останки жертв так и не вернули семьям. Организатора расправы, командующего армией генерала Мустафу Муглали, прославляют как героя, его бюсты красуются на улицах страны, его имя звучит повсюду. «Позиция властей разжигает наш гнев не меньше, чем само массовое убийство», - говорит женщина.
33 жителя деревни, которых отвели к реке Сафо в районе Озалп провинции Ван, были убиты 28 июля 1943 года по приказу турецкого генерала Муглали. Со времени инцидента, известного как «убийство 33-х пуль», прошло уже 79 лет, но государство по-прежнему числит Муглали в героях. В 2004 году в его честь был назван комплекс турецких казарм в Озалпе. После общественного резонанса в 2010 году это решение отменили, но улица в городе Мугла получила название в честь Муглали. В саду у штаб-квартиры турецкого Генштаба водрузили бюст генерала-убийцы.
Адвокат Жиян Озкаплан, один из родственниц жертв, побеседовала с ANF в годовщину внесудебной расправы.
Озкаплан отметила, что государство должно признать факт этого преступления и принести извинения семьям. «В Турции суды выносят решения, руководствуясь политическими мотивами. Эта ситуация не менялась на протяжении всей истории страны. Ничего не изменилось от случая Зилан до множественных убийств, совершенных в Мадымаке и Робоски. Мы не видим ни борьбы с беззаконием, ни стыда. Виновные в этих убийствах либо неизвестны, либо числятся в героях», - сказала адвокат.
Женщина подчеркнула, что менталитет турецкой власти ничуть не изменился, если дело касается курдов, и антикурдская политика сменяющих друг друга правительств остается прежней из года в год. «Сначала убийство преподнесли, как «вооруженный конфликт». В одном из отчетов утверждалось, что казненные атаковали турецких солдат и были убиты в ходе вооруженного столкновения. После расправы реку Сафо оцепили солдаты, чтобы скрыть следы преступления. С тех пор никому не разрешалось входить в этот район. Эта ситуация так и не изменилась», - сказала она.
Это травмирует людей до сих пор
Озкаплан напомнила, что название в честь генерала Муглали, которое получил военный комплекс в Озалпе, убрали в результате борьбы родственников 33 жертв расправы. «Однако, его имя носит улица в Мугле. Эта ситуация и травмирует, и вызывает раздражение», - подчеркнула женщина.
79 лет траура
«Такое убийство всегда оставляет болезненные следы в коллективной памяти. Непрестанный траур, боль и требование справедливости так же свежи и живы сегодня, как прежде. Убийство 33-х пуль, как и все подобные трагедии, вызывает боль и гнев. Прошло 79 лет, но тела погибших до сих пор не найдены. Преступника считают не убийцей, а героическим воином, его бюст и имя красуются на улицах страны. Турецкая Республика не признает своего подлинного прошлого. Позиция властей разжигает наш гнев не меньше, чем само убийство», - подытожила Жиян Озкаплан.