Турция готовится к новым инфляционным потрясениям
В августе инфляция в Турции составила 80,2%, но худшее еще впереди.
В августе инфляция в Турции составила 80,2%, но худшее еще впереди.
Центральный банк ожидает, что потребительские цены, являющиеся ключевым показателем инфляции, в ближайшие месяцы достигнут пика где-то между 85-90%, поскольку цены на энергоносители будут расти в зимние месяцы.
Турция не видела инфляции в однозначных цифрах почти три года; это побочный эффект политики, которая ставит во главу угла экономический рост и дешевое кредитование. В проигрыше от такой перспективы оказались лира и ценовая стабильность.
В этом году лира потеряла более четверти своей стоимости по отношению к доллару, что стало худшим показателем среди развивающихся рынков. Инфляция находится на 24-летнем максимуме.
Однако турецкие чиновники невозмутимы. Они видят рост цен преходящим явлением, считая его причиной конфликт в Украине, который вызвал глобальный скачок цен на продовольствие и сырье.
Но все же большую часть ущерба турецкая финансовая политика нанесла самой себе. Даже за вычетом таких волатильных статей, как продукты питания и энергоносители, инфляция в Турции стремительно растет, а базовый индекс в августе превысил 66%, что является рекордно высоким показателем по данным, начиная с 2004 года.
Ослабить хватку инфляции в Турции становится крайне сложно, поскольку центральный банк воздерживается от повышения ключевой ставки, в основном из-за откровенных требований президента Реджепа Тайипа Эрдогана о низкой стоимости заимствований. Турецкий лидер является убежденным противником ортодоксального экономического мышления. В одном из случаев он назвал процентные ставки «матерью всех зол», а в целом утверждает, что повышение ставок не приведет к сдерживанию цен.
После того, как центральный банк несколько месяцев удерживал базовую ставку на уровне 14%, он выполнил пожелание Эрдогана о еще более мягкой финансовой политике и в августе снизил ставки на 100 базисных пунктов. Турция уже проводит сверхсвободную денежно-кредитную политику и имеет самые глубокие в мире отрицательные ставки с учетом инфляции.
Маловероятно, что в ближайшее время турецкие домохозяйства и бизнес получат облегчение. Поскольку до выборов осталось меньше года, президент Эрдоган намерен подстегнуть экономику за счет удешевления кредитования, даже если это поставит под угрозу его популярность.
Пока что президент просит «больше терпения и поддержки», обещая, что в начале следующего года произойдет заметное замедление инфляции.
Поскольку внешние рынки капитала практически закрыты, отсутствие спроса закрыло один из основных источников финансирования, который он оставил у себя дома. Согласно данным Bloomberg, продажи облигаций в национальной валюте в этом году по август упали на 38% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.