Томас Шмидт: ЕКПП должен действовать
Генеральный секретарь ELDH Томас Шмидт обратился в Европейский комитет по предупреждению пыток с просьбой принять меры в отношении ситуации, сложившейся на Имралы.
Генеральный секретарь ELDH Томас Шмидт обратился в Европейский комитет по предупреждению пыток с просьбой принять меры в отношении ситуации, сложившейся на Имралы.
Генеральный секретарь Европейского союза адвокатов за демократию и права человека в мире (ELDH) Томас Шмидт побеседовал с ANF. В этом интервью он упомянул необходимость устранить препятствия, не позволяющие адвокатам из бюро «Асрин» встретиться со своим клиентом, национальным лидером народа курдов Оджаланом.
- По моим данным, вы обращались в ЕКПП по поводу запрета на встречи с курдским лидером, заключенным Абдуллой Оджаланом.
- Да, моя организация, Европейская ассоциация адвокатов за демократию и права человека (ELDH), направила петицию в Европейский комитет по предотвращению пыток (ЕКПП) совместно с Европейскими демократическими адвокатами (AED-EDL) и Юристами за права юристов (адвокатская организация из Нидерландов). В этой петиции, поданной в День адвокатов, который отмечался в эту дату в Турции, мы просим ЕКПП организовать повторный визит в тюрьму на Имралы и, в частности, изучить отказ правительства разрешить адвокатам посещать своих клиентов, находящихся в изоляции в стенах этого учреждения.
- Как адвокат, просили ли вы когда-либо о встрече с г-ном Оджаланом?
- Г-н Оджалан не является моим клиентом. Без доверенности я не смог бы получить разрешения на его посещение. Но даже будь он моим клиентом, у меня нет оснований полагать, что турецкие власти отнеслись бы к моему запросу на посещение с какими-либо преференциями.
По моей информации, за последние годы защитники г-на Оджалана подали бесчисленное количество ходатайств о встречах, которые не были удовлетворены. Его право видеться со своими адвокатами в тюрьме и право его адвокатов беспрепятственно заниматься своей профессиональной деятельностью не были соблюдены.
В настоящее время права Абдуллы Оджалана, Омера Хайри Конара, Хамили Йылдырыма и Вейси Акташа, которые содержатся сейчас в тюрьме строгого режима типа F на острове Имралы, на встречи с адвокатами ограничиваются незаконным образом. С 7 августа 2019 года Абдулла Оджалан, Вейси Акташ, Хамили Йылдырым и Омер Хайри Конар не получали разрешений на встречи со своими защитниками. С момента перевода заключенных на тюремный остров Имралы в 2015 году им не позволяли видеться со своими адвокатами.
Особая форма изоляции, представляющая собой дискриминационную практику, применяется в тюрьме Имралы с 15 февраля 1999 года. Запрет на встречи с адвокатами действовал здесь в течение 8 лет без перерыва, с 27 июля 2011 года по 2 мая 2019 года. В 2019 году состоялось 5 посещений адвокатов. После последнего посещения адвокатов 7 августа 2019 года действовавший ранее непрерывный запрет возобновился.
Этот запрет на посещение адвокатов открыто нарушает Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) Организации Объединенных Наций (ООН), обновленные в 2015 году, рекомендации ЕКПП и национальный Закон об исполнении наказаний, действующий в Турции (Закон № 5275). Государства обязаны гарантировать задержанным и осужденным возможность пользоваться своими правами без какой-либо предвзятости, невзирая на их личность или меру их наказания. Текущая ситуация [на Имралы] также представляет собой нарушение прав и привилегий адвокатов, указанных в Основных принципах ООН о роли адвокатов. В частности, это касается основных принципов 8 и 16. Основной принцип 8 требует, чтобы «заключенным предоставлялись адекватные возможности, время и условия для посещения адвокатом, возможности общения и консультаций с ним без задержек, перехвата [содержания этих консультаций] или цензуры и в условиях полной конфиденциальности». Основной принцип 16 гласит, что правительства должны обеспечить адвокатам возможности «выполнять все свои профессиональные функции без оказания давления, не создавая им препятствий или ненадлежащего вмешательства». Те особые права и привилегии, которыми пользуются адвокаты в связи со своими профессиональными обязанностями, должны быть гарантированы не только для реализации прав адвоката, но и ради защиты прав его клиентов.
Поэтому г-н Оджалан и его сотоварищи по заключению должны использовать все правовые возможности для реализации своего права на встречу со своими защитниками.
- В какой степени, по вашему мнению, позицию ЕКПП можно назвать заслуживающей доверия, прозрачной и объективной?
- Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) является специализированным независимым контрольным органом Совета Европы. В его состав входят независимые, беспристрастные эксперты, такие как адвокаты, врачи, специалисты по вопросам тюрем и полиции. ЕКПП периодически посещает каждую из 47 стран-членов Совета Европы, делая это не реже одного раза в 4 года, дабы реализовывать свои цели. Кроме того, если ЕКПП считает необходимым проконтролировать особо серьезную ситуацию, существует возможность посещений без предварительного уведомления.
ЕКПП выполняет важнейшую задачу, работая ради прозрачности в ситуациях определенных нарушений, подпадающих под его юрисдикцию, и напоминая правительству, на территории которого замечены такие нарушения, о его обязательствах. Однако, в прошлом турецкие власти не выполнили рекомендаций ЕКПП. Тем самым они не только нарушили права г-на Оджалана и его товарищей по заключению. Этим бездействием Турция не выполнила обязательств, которые взяла на себя ратификацией Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, и не проявила должного уважения к комитету ЕКПП и его рекомендациям.
С 1999 года ЕКПП осуществил 10 отдельных визитов в тюрьму на острове Имралы. Крайняя степень изоляции в этой тюрьме была отмечена в отчете ЕКПП, составленном после посещения Турции в период с 6 по 17 мая 2019 года и опубликованном 5 августа 2020 года. Указывая на ряд зафиксированных нарушений, комитет прокомментировал в своем отчете ситуацию с посещениями адвокатов и родственников так:
«ЕКПП призывает турецкие власти сделать необходимые шаги для того, чтобы все заключенные тюрьмы на Имралы имели реальную возможность, если они того пожелают, видеться со своими родственниками и адвокатами. Для этого следует положить конец существующей практике запретов на посещения родственников по причинам «дисциплинарного» характера. Кроме того, Комитет просит турецкие власти предоставлять ежемесячный отчет о посещениях всех заключенных, содержащихся в тюрьме Имралы, членами их семей и адвокатами» (параграф 51).
Ситуация, о которой говорится в докладе ЕКПП, не изменилась по сей день. Напротив, она усугубилась. Были ожидания, что в тюрьме Имралы начнутся улучшения в соответствии с рекомендациями, изложенными в докладе ЕКПП. Однако, адвокаты заключенных сообщают, что заключенные получали новые дисциплинарные взыскания и последовавшие за этим запреты – последние были вынесены Судом по исполнению наказаний.
Как юридическая организация, подписавшая эту петицию, ELDH просит ЕКПП принять меры в рамках его же отчета от 5 августа 2020 г. ELDH настоятельно рекомендует ЕКПП потребовать от властей принять необходимые меры; в частности, принять срочные меры для отмены запрета на посещения адвокатов, представляющего собой практику изоляции, в условиях которой содержат заключенных тюрьмы на Имралы; а также, учитывая ухудшение условий содержания со времени последнего посещения ЕКПП, состоявшегося более двух лет назад, нанести визит в указанную тюрьму и подготовить отчет об этом посещении.