В Турции отмечен рост сообщений о нарушениях прав политических заключенных; количество жалоб растет с каждым днем. В сообщении, поступившем из тюрьмы Тарсуса типа Т №1 в провинции Мерсин, подчеркивается ряд нарушений прав узников, включая высокую степень изоляции и попытки шантажа заключенных – людей, отбывших свой срок, не освобождают под надуманными предлогами. Представители правозащитных организаций АПЧ и АЮПС собрали данные об этих проблемах, опросив родственников заключенных о ситуации, сложившейся в тюрьме Тарсуса.
Заключенные оказываются в изоляции
По итогам своих опросов ассоциации опубликовали совместный доклад. Правозащитники отметили, что политические заключенные часто изолированы в своих камерах и практически не общаются с другими узниками. Раз в неделю их выводят на прогулку из блока, в котором они содержатся. В остальное время не проводится никаких социальных или культурных мероприятий.
Недостаток еды
Нельзя назвать адекватным и питание осужденных – количества продуктов, поступающих в тюрьму, недостаточно для людей, которое содержатся в блоке. Кроме того, питание недостаточно разнообразно, оно не содержит даже минимального количества витаминов и минералов, необходимых для здорового потребления. Заключенным приходится самостоятельно покупать моющие средства.
Время свиданий с политзаключенными сокращается
Возможность видеться с родными и близкими стала одним из методов репрессий против заключенных. Закрытое посещение доступно лишь раз в неделю, при этом продолжительность такой встречи составляет 45 минут. Открытое посещение продолжительностью в те же 45 минут разрешено только один раз в месяц. Заключенные могут разговаривать по телефону в течение 10 минут каждую неделю. Время свиданий с заключенными составляет один час.
Письма приходят с задержкой
Правозащитники отмечают, что порой письма, отправленные в тюрьмы, могут дойти до адресата через 70 дней. Письмо, написанное политзаключенным Мустафой Аби в адрес товарищей, заключенных женской тюрьмы, не могло попасть к адресату три месяца. Многие из отправленных писем возвращаются обратно. Стоимость почтовых пересылок очень высока. Власти запрещают отправлять письма от нескольких человек на один адрес в общем конверте.
Запрещена политическая пресса
Политзаключенным отказывают в возможности выписывать и читать левую газету «Эвренсель». Другие ежедневные газеты всегда попадают в тюрьмы с опозданием. Журналы выдаются администрацией на произвольных основаниях.
Попытки шантажа
Порой тюремный комитет пытается оказывать давление на заключенных, успевших отбыть срок своего наказания и имеющих право выйти на свободу. Им постоянно задают вопросы о том, будут ли они вести активную политическую деятельность после освобождения. Если узники отвечают утвердительно, им отказывают в освобождении.
Положение больных заключенных постоянно ухудшается
Авторы доклада отметили, что, несмотря на законные запросы, родственники больных узников турецкого режима не получают информации о диагнозах своих близких, а врачи посещают политических заключенных редко.
Пример подобного положения дел – случай Субхи Айдына. Айдын страдает от почечной недостаточности, повышенного кровяного давления, болезни простаты и проблем с сердечно-сосудистой системой. У него плохие показатели крови; заключенный периодически теряет сознание. Айдын обращался в комитет здравоохранения трижды, один раз в Тарсусе и два раза в Мерсине. Несмотря на все попытки реализовать свои права, ни ему, ни его семье не было предоставлено никаких заключений. Он дважды просил передать медицинские заключения своим детям, но всё было безрезультатно. Состояние здоровья заключенного ухудшается, в частности, потому, что в тюрьме он не может получить достаточное количество воды и необходимых для лечения медикаментов.
Аналогичная ситуация сложилась у заключенного Мустафы Аби. Он страдает от диабета и желудочно-кишечных заболеваний. В блоке, где отбывает свой срок Аби, есть и другие тяжелобольные заключенные. Как при хронических, так и при других заболеваниях узникам отказывают в медицинской помощи или предоставляют лишь ограниченное лечение.